Главная » Пасьянсы  » Конструирование дидактических игр на развитие воображения. Дидактические игры на развитие воображения дошкольников

Конструирование дидактических игр на развитие воображения. Дидактические игры на развитие воображения дошкольников

Екатерина Рыкова
Дидактические игры для развития воображения

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Оживление предметов

Количество игроков : любое.

Представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

Представить : пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?

Рисуем музыкальные картинки

Количество игроков : любое.

Дополнительно : музыка, бумага, цветные карандаши.

Включаем музыку. На листе бумаги рисуем разноцветные фигуры, которые ассоциируются с музыкой.

Рисунки с продолжением

Количество игроков : любое

Дополнительно : бумага, краски

В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему продолжить рисунок

Каменная гусеница

Количество игроков : любое.

Дополнительно : камешки, краски, кисти.

Как её сделать :

1. Найди 6-7 гладких камешков разного размера.

2. Хорошо помой их.

3. Вытри насухо.

4. Разукрась их в разные цвета и дай краски высохнуть.

5. Выложи камешки в ряд - от самого большого к самому маленькому.

6. Нарисуй на самом большом камне головку гусеницы и передние ножки.

7. Нарисуй на остальных ножки гусеницы.

Игрушка готова!

Дорисуй картинку

Количество игроков : любое.

Дополнительно : недорисованные картинки, карандаши.

Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.

Предъявляемые детям незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному : точечное изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединять в смысловые группы (например, «овощи» , «одежда» , «цветы» и т. д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы на других занятиях.

Узнай картину

Количество игроков : не более 5-7 человек.

Дополнительно : предметная картинка, лист бумаги с отверстием.

Ведущий показывает игрокам картинку, которая закрыта большим листом с отверстием диаметром два с половиной сантиметра посредине. Передвигая лист по картине, игроки должны узнать, что на ней изображено.

Если игрок ответил правильно - получает приз. Для каждого игрока нужно приготовить отдельную картину.

Смешинки

Количество игроков : любое.

Дополнительно : мяч.

Ведущий бросает мяч и называет какой-то предмет. Например, кастрюля. Нужно быстро придумать ему смешное название. Например, варилка.

Игра развивает воображение и заряжает хорошим настроением.

Пятнография

Количество игроков : любое.

Дополнительно : листы и краски.

Перед каждым игроком чистый лист бумаги. Ведущий ставит каждому игроку на чистый лист пятно, а игроки должны дорисовать ее так, чтобы вышло что - то понятное. Выигрывает тот , чей рисунок окажется интереснее и смешным.

Отгадывание теней

Количество игроков : любое.

Дополнительно : лампа.

Один из игроков садится в близи светлой, по возможности не заставленной стены, лицом к ней. Сзади, в нескольких шагах, устанавливается свечка или тусклая лампа. Кто-нибудь из игроков должен проходит между спиной сидящего и лампой. Лампа должна быть поставлена так, чтобы вышла максимально резкая тень. Сидящий, не оборачивается, по тени должен угадать, кто прошел у него за спиной.

Угаданный садится на его место и начинает отгадывать тени. И т. д.

«На что это похоже?»

Надо поглядеть на что-то и сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные узоры на стекле, капля воска от свечи и др.

Количество игроков : любое

Многие люди обращаются к колдунам, чтобы узнать что-нибудь о своем будущем. Можно устроить великолепную игру на эту тему. В начале игры выбирается ведущий . Он будет «колдуном» .

Задача всех остальных – обращаться к этому «колдуну» с различными вопросами. «Колдун» должен придумать интересное предсказание на будущее, можно давать очень смешные прогнозы, главное условие – чтобы всем было весело. Например, «колдун» дает предсказания на какой-то определенный промежуток времени : на неделю, месяц и т. д. В этой игре нет победителей и побежденных, главное – чтобы все хорошо провели время.

Сочиняем сказки сами

Количество игроков : любое.

Дополнительно : бумага и карандаши.

Играющие делятся на несколько команд. Ведущий раздает командам листики бумаги и карандаши. Задача игроков – за 5-6 минут придумать веселую юмористическую сказку, начинающуюся словами : «Жили были…» и заканчивающуюся : «Ну, надо же!»

По прошествии установленного времени все по очереди зачитывают свои сказки, но таким образом, чтобы они сопровождались звуковым оформлением или каким-либо другим дополнением, а также участием в представлении остальных ребят. Игроки также могут зачитать и сразу же не только проиграть эту сказку, но и перевести ее на язык жестов или же придумать что-то еще.

«Старая сказка на новый лад» .

Это тоже подходящая игра для развлечения детей на детских праздниках. Берется какая-то известная сказка, например, «Колобок» , «Теремок» или «Красная шапочка» , и изменяется. Сначала можно изменить сюжет, оставив прежних героев, потом, наоборот, нужно сохранить сюжет, но придумать других действующих лиц. Самое интересное – оставить героев, но изменить их характер, например, лягушка станет злой врединой, волк – симпатичным милягой, а Красная шапочка – плохо воспитанной девочкой, которая, в конце концов, съест несчастного волка.

Игра в фигурки

Это игра на развитие способности замещать предметы заместителями. Нужно придумать интересную сказку или сюжет, в котором имеет значение последовательность размещения персонажей. Например, черепашка, мишка и Чебурашка решили поиграть в солдатиков и стали учиться ходить строем. Но когда они построились, то Чебурашке не понравилось быть вторым, а мишке третьим. И начали они ссориться, т. к. не могли договориться, кто за кем будет стоять и идти. Нужно помочь друзьям. Для этого нужно предложить разные варианты того, как наши герои могут построиться.

Представим, что черепашка это круг, мишка треугольник, а чебурашка квадрат. Вырежьте из бумаги эти фигурки и пусть ребенок переставит их в разном порядке. Потом игру можно усложнить до 4х предметов. Чтобы малыш лучше понял, что от него нужно, возьмите три игрушки, и объясните, что вместо игрушек в игре будут использоваться геометрические фигурки.

«Нарисуй настроение» .

А эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками.

Великие кляксы.

Игра побуждает малыша создавать из непонятных изображений знакомые образы. Вырежьте из любой темной бумаги «кляксы» различных форм, а также приготовьте бумагу с клеем. Предложите ребенку склеить из этих фрагментов какую-то знакомую фигуру. Затем подумайте вместе с малышом, на что же похожа получившаяся фигурка.

Обязательно решите с ребенком, на что похоже каждое получившееся изображение и подпишите их. Через несколько дней повторите игру с «кляксами» из другой по цвету бумаги. Чем больше ребенок будет играть, тем быстрее он будет составлять фигуры, развивая тем самым свое воображение .

«Что получится?» .

Для любого подрастающего гения важным является навык придумывания какого-то нового применения знакомым окружающим вещам. Заготовьте клей ПВА, несколько листов бумаги, а также спички, трубочки для коктейлей, лоскутки ткани, пуговицы и другие небольшие предметы. Дайте ребенку листок бумаги, смажьте листок клеем ПВА и пусть ребенок прикладывает к нему предметы, получая целую картину. Обязательно спросите у малыша, что у него выходит. Если у ребенка появилась идея, и он сказал вам, на что похоже его творение, помогите ему завершить полученный образ.

«Чем пахнут цвета?» .

Данная игра развивает у ребенка умение комбинировать разные образы в своем изображении. Возьмите цветной картон, мед, кинзу, лук, ванилин и другие продукты. Теперь попросите своего кроху представить, как пахнет синий, красный, желтый, розовый и другие цвета, показывая для наглядности картон соответствующего цвета. Если малыш в затруднении, просто предложите ему несколько запахов из своей коллекции. Пусть ребенок выберет подходящий.

«Какого цвета вкус?» . Эта игра является продолжением предыдущей. Заготовьте соленую, сладкую, кислую и горькую воду (на травах, к примеру) . Также приготовьте несколько картонных квадратиков разных цветов и их оттенков. Пусть малыш попробует воду язычком и выберет подходящий цвет из палитры. Такие игры отлично развивают творческие задатки малышей, что поможет им впоследствии в учебе.

Три краски.

Эта игра всегда вызывает восторг у детей любого возраста и побуждает их видеть образ в рисунке.

Дайте малышу большой лист бумаги и три краски.

Пусть он постепенно заполнит красками весь лист. Включите приятную музыку и скажите ребенку, что, как только музыка перестанет играть, нужно закончить рисовать и придумать : на что же похож рисунок? Обязательно оформите картину и подпишите ее.

Несуществующее животное

Игра научит кроху очень важному навыку - комбинированию. Давайте попробуем поиграть различными частями животного для создания абсолютно нового образа. Вырежьте из журналов или старых книг разные части животных : лапы, головы, уши, хвосты, крылья, клювы, пасти, хоботы и тому подобное.

Приготовьте клей и бумагу. Ваш малыш должен попробовать склеить несуществующее животное из уже имеющихся деталей.

Чем меньше животное вашего ребенка будет напоминать какое-либо из существующих в природе, тем выше природный творческий потенциал малыша. Возвращайтесь к этой игре, пока не создадите свое уникальное существо! Впоследствии можно сочинить про него интересную историю.

Несуществующее животное-2.

Если ваш ребенок старше пяти лет, дайте ему готовый силуэт какого-либо животного, птицы, насекомого, разноцветные фломастеры и предложите изменить существо, сделав его фантастическим, необычным. Каждое занятие предлагайте все новые и новые силуэты, пусть они будут разнообразными : от черепахи до кенгуру, от слона до комара. Преобразуя столь разные образы в неузнаваемые существа, мы постепенно улучшаем интеллект ребенка.

Восхитительные облака.

Эта игра побуждает малыша видеть в слабо оформленном, но многозначном материале образы предметов. Отличной тренировкой перед этой игрой послужит наблюдение за настоящими облаками и попытка увидеть в них уже известные вашему ребенку образы. Дома вырежьте различные облака (слабо напоминающие предметы, животных, человека) и украсьте их, наклеив из картона голубые ватки.

Ребенок должен назвать как можно больше вариантов, на что похожи эти облака. Если кроха еще толком не говорит, заранее подготовьте картинки предметов, животных и людей, чтобы он мог выбрать нужную карточку.

Поможем бабочке.

Вырежьте из цветного картона крупную бабочку. Приготовьте карандаши, фломастеры, клей, а также разные виды бумаги (фольгу, газету, упаковочную бумагу, пластилин, шерстяные нитки и т. д.

Выберите игрушку – «врага» бабочки и предложите ребенку защитить бабочку, создав новые элементы внешнего вида (например, рога, шипы и т. д.) . В процессе игры «враг» бабочки нападает на нее, стимулируя вашего малыша быстрее и интереснее создавать для нее защиту.

Игра «Живые вещи»

Для данной игры число играющих не ограничено, создание команд по желанию.

Детям дается задание «превратиться» в какой-нибудь предмет или вещь. Например, можно разыграть выставку «живых» предметов мебели, показ «живой» одежды.

Выигрывает тот , кто интереснее и наиболее правдоподобно покажет загаданные вещи.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Что было бы, если. (с 6 лет)

Цели : Эта игра развивает творческие способности детей.

Инструкция : Я хотела бы сыграть с вами в игру, в которой все как в сказке. Что было бы, если бы ты превратился в какое-нибудь животное? Каким животным тебе хотелось бы тогда стать и почему?

Дайте каждому ребенку решить, каким животным он хотел бы быть. После этого каждый ребенок должен выйти на середину, назвать это животное, показать, как оно движется, как "разговаривает". На вопросы типа "Что было бы, если бы. " не бывает правильных или неправильных ответов. Мы хотим просто развить фантазию и интуицию детей.

Другие вопросы для обсуждения в этой игре :

Какое желание ты загадаешь, если найдешь волшебную лампу?

Куда ты полетишь, если у тебя будет ковер-самолет?

Что было бы, если бы тебе сейчас было столько лет, сколько ты хочешь? Почему?

Что было бы, если бы ты был учителем?

Что было бы, если бы ты стал совсем зеленым? Чем ты тогда будешь?

Если бы ты мог превратиться в другого человека, кем бы ты тогда хотел стать?

Мини-фантазии (с 6 лет)

Цели : Мини-фантазии - это радостные картинки, которые могут дать детям ощущение бодрости, счастья и тепла, так как они напоминают им о приятных переживаниях.

Подарите мини-фантазию детям после того, как они очень напряженно поработали или были в стрессовой ситуации. Мини-фантазии напомнят детям о хорошем в их жизни и придадут свежих сил.

Инструкция : Я хочу предложить вам короткий отдых, чтобы вы могли почувствовать себя бодрее. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вздохните три раза поглубже.

Теперь представь себе, что ты лежишь на зеленом лугу, и над тобой по прозрачно-голубому небу проплывают белые пушистые облака.

Дайте детям насладиться этой картиной в течение одной-двух минут. Другие возможные образы :

Ты бежишь рано утром со своим лучшим другом (подругой) по прекрасному парку.

Ты бежишь по белому пляжному песку к теплой голубой воде.

В солнечный весенний день по дороге в цирк ты играешь со своей тенью.

В ясную ночь ты разглядываешь сверкающие звезды на небе.

Ты гладишь мягкий шелковистый мех маленького котенка.

Ты надкусываешь хрустящее сочное яблоко.

Ты наблюдаешь, как облетают осенние листья с деревьев.

В холодный день ты греешься у потрескивающего в камине огня.

На лугу ты кружишься вокруг себя с широко раскинутыми руками, пока не закружится голова.

Ты прыгаешь с большого круглого камня в пруд.

Ты слушаешь по радио свою любимую песню.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Превращения (с 6 лет)

Цели : В этой игре дети могут, используя силу своего воображения , научиться языку интуиции. Картинки, которые будут рождаться у детей по ходу игры , помогут им проникнуться доверием к многогранности своей личности. В конце очень хорошо предложить детям творческое сочинение или рисунок, чтобы они еще глубже прочувствовали пережитое впечатление.

Материалы : Бумага и карандаши каждому ребенку.

Инструкция : Назовите мне пару вещей, о которых вы знаете по опыту. Можете ли вы назвать мне какие-нибудь вещи, которые вы можете узнать только своей фантазией? Я хотела бы предложить вам игру, в которой только ваша фантазия поможет вам обнаружить интересные вещи.

Вы увидите в своем воображении картины , которые, возможно, вас самих удивят. Вы не должны их придумывать, они придут сами собой. Вы не должны пытаться их изменить, лучше, если вы их просто заметите и разглядите.

Садитесь поудобнее и закройте глаза. Вздохните три раза.

Представь себе, что сейчас утро. Ты просыпаешься в привычное для себя время и вдруг обнаруживаешь, что ты сегодня можешь стать каким-то чудесным животным. Осмотрись. Что ты за животное? Как ты чувствуешь себя в роли этого животного? Пройдись немного и почувствуй свое новое тело.

А сейчас ты нашел волшебную палочку. Ты знаешь, что животные очень любопытные, поэтому ты обнюхиваешь ее. И тут ты замечаешь, что снова изменился и стал прекрасным цветком или деревом. Чем ты стал? Цветком? Деревом? Каким цветком или каким деревом? Что тебе больше всего нравится в этом цветке или дереве?

А теперь ты снова превращаешься - ты стал каким-то цветом. Каким цветом ты хотел бы стать? Каков этот цвет на ощупь? Он совсем гладкий или шероховатый?

Теперь ты превращаешься в чудесный воздушный шар. Какой формы твой шар? Он продолговатый? Или круглый? Есть ли на нем какое-нибудь изображение?

Напоследок в это волшебное утро ты превращаешься в маленького ребенка. Посмотри на себя в качестве малыша. Послушай звуки, которые издает младенец.

Ты хочешь поближе рассмотреть этого малыша, поэтому наклонись над ним и ласково погладь его. Возьми его на руки и покачай. Почувствуй, каково это - быть таким маленьким ребенком, которого покачивают на руках.

Положи малыша обратно и вспомни все картины, которые ты видел как животное. как дерево или цветок. как цвет. как воздушный шар. и как маленький ребенок.

А сейчас ты можешь потянуться и почувствовать, как свободно твое тело. Глубоко вздохни. Возвращайся назад в классную комнату и открывай глаза. Хотел бы ты нарисовать картины, которые видел? Или ты хотел бы рассказать о том, что ты переживал?

Анализ упражнения :

Насколько отчетливо ты мог видеть картины?

Слышал ли ты при этом что-нибудь?

Что было для тебя самым трудным?

Кем тебе приятней всего было быть в твоем воображении ?

Играешь ли ты сам иногда в подобные игры , в которых надо представлять себе интересные, необычные вещи?

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

История жизни

Пусть историю своей жизни расскажет любимая игрушка, мыло в ванной, старый диван, съедаемая груша.

Новые старые сказки

Возьмите старую, хорошо известную ребенку, книжку и попробуйте вместе придумать новую историю к иллюстрациям из нее.

Предложите новый поворот в старой сказке, пусть ребенок продолжит. Например, Красная Шапочка не сказала волку, где дом бабушки и даже пригрозила позвать дровосека. А на картине отыщите репродукции картин, содержание которых малышу еще не известно. Дайте ему возможность высказать собственную версию о нарисованном. Возможно она будет не слишком далека от истины?

"Фантастическая история".

Вырежьте малышу (а лучше пусть он сделает это сам) цветные изображения различных животных или растений (из журналов и старых книг) . Изображение каждого животного следует разрезать еще на несколько частей. Перемешайте. Вот и готова игра "разрезные картинки". Однако главное задание впереди. Для его выполнения требуется лист бумаги и клеящий карандаш. Игра состоит в том, чтобы из кусочков изображений разных животных или растений склеить невиданное, но симпатичное существо, придумать ему имя и историю. Если в игре примет участие и взрослый, у фантастического зверя появится товарищ.

Игра «Художник»

Для игры потребуются две команды. Из каждой группы вызывают по одному участнику. Одному из этих игроков завязывают глаза и просят нарисовать загаданный ими рисунок. При этом другой говорит, как именно рисовать, например, одна линия вверх, две влево и т. д. Как только рисунок готов, «художник» снимает повязку и пытается угадать, что именно он рисовал. Если он угадывает, то команде присваивают 1 очко. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

1) Фигурные картинки. С помощью геометрических фигур – круг, квадрат, прямоугольник, трапеция и другие – нужно нарисовать различные объекты. Например, клоуна, лицо, домик, дождь, кошку и т. д.

2) Три слова. Подберите три слова, не связанных по смыслу. Задача ребенка придумать фразы, связывающие эти слова. Потом можно пойти дальше и придумывать рассказы с этими словами. Например, набор слов : дворец, бабушка, клоун.

3) Укрась слово. В процессе игры нужно придумать как больше прилагательных к существительному. Ребенку-дошкольнику можно предложить игру так : «Выбери любой предмет, а теперь будем придумывать, какой он – белый, холодный, большой и т. д.

Собери картинку

Возьмите любую красочную картинку из журнала или старой книги. Главное, чтобы изображение было понятно ребенку. Вырежьте из нее кусочки разной формы (квадраты, треугольники, кружки) . Наклейте картинку с дырками на лист белой бумаги. Малышу нужно закрыть образовавшиеся на картинке белые пятна теми самыми кусочками, которые из нее вырезаны.

Делай как я

Вам потребуются детали из обычного детского конструктора : куб, конус, параллелепипед. На первых порах используются 2-3, а впоследствии и больше форм. Отберите себе и малышу одинаковые детали, затем сложите из своих небольшую постройку. Когда все будет расставлено, предложите ребенку точно так же построить его детали. Если он легко справляется, усложните постройку. Теперь предложите ему самому построить что-нибудь и сделайте так же. Вы можете специально ошибиться, а ваш малыш пусть вас поправит.

Пазлы своими руками

Возьмите большую, яркую картинку из журнала или старой книги. Наклейте ее на картон и разрежьте зигзагами. Чем старше ребенок, тем на большее количество кусочков разрезайте картинку.

Огромные ноги

Нарисуйте на плотном картоне две большие ступни длиной 25 см. Вырежьте их и приклейте к подошвам детских шлепанцев. Или можно проделать в каждой бумажной ступне по четыре отверстия, пропустить сквозь них тесемку и привязать к ногам ребенка. Теперь он может измерить своими большими ногами все, что угодно : комнату, свою кровать, сад, папину машину.

Что поместится в банке

Нарисуйте на бумаге контуры банок разных размеров и форм : высоких и низких, широких и узких, круглых и квадратных. Попросите ребенка подумать, что могло бы поместиться в каждой из этих банок. Для проверки можно принести названые предметы и приложить к нарисованному контуру. Некоторые из них вроде бы и помещаются на рисунке, но при этом не могут пройти в горлышко, если оно слишком узкое.

Замочная скважина

Возьмите лист бумаги, вырежьте в нем отверстие в форме замочной скважины. Сначала скважина может быть и большой, а когда ребенок освоится – величину отверстия можно уменьшить. Теперь положите на стол какую-нибудь картинку, накройте сверху листом с замочной скважиной. Отверстие скользит по поверхности картинки, позволяя видеть только отдельные ее части. Задача ребенка догадаться, что изображено на картинке.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Игра «Услышим слово»

Задача : развить воображение и представления у детей.

Описание. Взрослый предлагает ребенку представить звук, издаваемый каким-либо предметов, жужжание шмеля или пчелы, вой милицейской сирены, звон колокольчика, стук молотка, гудок машины, пение кукушки и другие знакомые, много раз слышимые звуки.

Игра «Потрогаем слово»

Задача : развить у детей воображение .

Описание. Взрослый предлагает ребенку мысленно потрогать какой-либо предмет : подушку (какая она мягкая, елку (колючая, кошку (пушистая, воду (мокрая, пол (твердый) и т. д. и рассказать о своих ощущениях.

Игра «Понюхаем - попробуем слово»

Задача : развить у детей воображение .

Описание. Взрослый говорит ребенку, что некоторые слова можно понюхать и попробовать на вкус. Например, лимон (апельсин, роза, ромашка, хлеб, костер, шоколад и т. д., после этого дети должны рассказать о своих впечатлениях.

Познавательный интерес у ребенка значительно активнее и быстрее развивается посредством игры потому, что человеку по своей природе нравится играть, а мотивов в любой игре достаточно много.

Сама по себе игра достаточно эмоциональное действие, и она способна оживить даже самую сухую информацию. А вовлечение всех участников игры в активный процесс, делает информацию, получаемую дошкольником в игровом процессе более запоминающейся и восприимчивой.

Дидактическая игра «А что бы было, если бы...»

Цель: развивать фантазию детей, побуждая их выражать свои мысли о событии

Вариант 1. Фантастические гипотезы

Педагог высказывает гипотезу, а дети развивают ее.

Например:

Что было бы, если бы не было ночи...

Что было бы, если бы деревья умели летать...

Что было бы, если бы дома были бы на колесах...

И тому подобное…

Вариант 2. Последствия событий

Педагог рассказывает о каком-либо событии, а ребенок продолжает, предвидя последствия.

Например:

Кошка нашла семена подсолнечника...

Медведь пришел во двор...

Вариант 3. Чего на свете не бывает

Педагог предлагает ребенку нарисовать то, чего в действительности не бывает, и придумать рассказ по содержанию изображенного рисунка. Почему такое могло случиться? Что будет происходить дальше?

Например:

Снеговик стоит среди цветов, так как он мечтал увидеть лето и попросил волшебника перенести его в теплые края и др.

Игра «Сказки наоборот»

Дети по предложению педагога меняют известные сказочные сюжеты и составляют новую сказку - наоборот.

Например, как строгий Колобок терроризирует жителей леса, обманывает Лисичку.

Или мальчик может быть не с пальчик, а великаном...

Или злая Золушка оскорбляет сестер и спорит с мачехой.

Или доверчивый Волк может оказаться в сетях коварных козлят.

Игра «Рассказы – чушь»

Цель: учить детей определять тезис размышления вставными конструкциями я думаю, я знаю, мне кажется, на мой взгляд; отрицать несоответствующие явления, используя словосочетания потому что.

После заслушивания рассказов-нелепостей дети определяют несоответствия, которые они заметили. Побеждает тот, кто назовет их больше.

Примеры таких рассказов:

1. Летом ярко светит солнце, поэтому дети вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и начали кататься на санках. Затем слепили из песка снежную бабу. Вот как весело было детям!

2. Пришла осень, потому что начали опадать зеленые листочки. Дети пошли на экскурсию к озеру. Там они увидели много интересного. На берегу озера сидели два окуня и рак. Когда дети подошли ближе, то они упали прямо в воду. У озера росло много березок, а на их веточках спрятались среди зеленых листочков грибы. Дети подпрыгнули и сорвали несколько подберезовиков. Вот сколько интересного они увидели на экскурсии!

Игра «Пофантазируем вместе»

Необходимо подобрать слова, которые обычно вместе не используются. Их необходимо применить в одной истории. Допустим, это - два слова «мышь» и «шкаф». Теперь различными предлогами и союзами соединяем придуманные слова: мышь на шкафу (под, за, перед, из-за, позади, через). Выбираем наиболее удачное сочетание и развиваем его дальше.

Словесная игра «Фантастическая сказка»

Детям предлагают слова, на основе которых они должны придумать какую-то историю. Например, называют пять слов из одной сказки, а шестое слово - чужое.

Вариант 1

Сначала ребенок рассказывает известную сказку, а ближе к концу или уже в конце взрослый вводит нового персонажа.

Вариант 2.

Вместе с набором картинок вводится незнакомый объект, которого нет в данной сказке.

«Салат из сказок «

Можно «разыграть» и смешать разные сказки, вводя в их содержание персонаж из любого рассказа, мультфильма, из жизни.

Катится, катится Колобок, а навстречу ему - Буратино с Курицей Рябой. Буратино и говорит:

Пойдем в Страну Дураков, я тебя там, Колобочек, закопаю. Вырастет каравай - вот такой высоты, вот такой ширины...

Дюймовочка встретила Колобка, как вдруг появился Волк. Что было дальше?

«Фантастические гипотезы»

Технология подобных гипотез достаточно проста. Она имеет форму вопроса: «Что было бы, если бы...?

Образец вопроса

Что было бы, если бы исчезли все взрослые?

Что было бы, если бы вдруг исчезло солнце?

Что было бы, если бы к нам пришел крокодил?

Что было бы, если бы не было деревьев и цветов?

«Почему это слово так называется?»

Цель: закрепить умение детей составлять рассказ-размышление из трех структурно-смысловых частей; использовать сложноподчиненные предложения с придаточными причины, последствия в доказательной части рассказа-размышления.

Мудрая Сова предлагает детям объяснить, почему именно так называется то или иное: подснежник, подорожник, снегирь, зверобой, подберезовик...?

Почему сказочные герои имеют вот такие имени: Незнайка, Золушка, Снегурочка...?

«Что будет, если?»

Цель: учить детей самостоятельно находить варианты решения проблемы; развивать творческое мышление, внимание, воспитывать гуманное отношение к окружающей среде.

Вариант 1. Что будет, если...

1) снег не растает?

2) cолнце не зайдет за горизонт?

3) птицы не полетят на юг?

Вариант 2. Что необходимо сделать для того, чтобы...

1) спасти Зайчика от Волка?

2) спасти Колобка от Лисы?

3) защитить теремок от медведя?

Примечание.

Во время игры применяется метод анализа. Сущность его заключается в том, что любая задача расчленяется на ряд составляющих. Затем высказываются предложения по составляющей, устанавливаются взаимосвязи различными предметами, явлениями.

Воображение - своеобразный психический процесс, на который мало кто из родителей обращает внимание. Готовя ребенка к школе, они стараются развивать мышление, память, внимание, что чрезвычайно важно для успешного обучения. Между тем, воображение - процесс создания новых образов или преобразование уже имеющихся в иные сочетания, имеет большое значение в полноценном развитии дошкольника. Например, воображение помогает находить нестандартные решения, составлять рассказы на свободную тему, писать сочинения, фантазировать на уроках рисования. Если к школе ребенок не овладел подобными навыками, родителям придется приложить массу усилий для помощи маленькому ученику. Поэтому уже в дошкольном возрасте стоит задуматься, как развивать воображение и творчество у детей.

Специалисты предлагают много разнообразных средств, но самым действенным является игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. В педагогике разработаны разные виды игр и упражнений для развития воображения у детей, которые можно предложить в домашнем воспитании. Главное - заинтересованность самого родителя в игре, тогда это увлечет и ребенка.

Как игра влияет на воображение?

Игра - специфическое средство воспитания и развития, позволяющее каждому малышу не только воплощать свои творческие замыслы, но и объединяться в сюжетных действиях ребятишкам разных возрастов. Это особенно ценно для семьи, в которой подрастают разновозрастные дети. Как влияет игра на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста?

Психологи давно доказали, что именно в игре удовлетворяется потребность ребенка в познании и преобразовании окружающей действительности, подчеркивая неразделимость игры и воображения. Впервые воображение и творчество проявляются, когда ребенок начинает использовать заместители реальных предметов и брать на себя социальные роли. Например, малыш фантазирует, что палочки - это градусники у «врача», листики - тарелки у «мамы».

В старшем дошкольном возрасте при хорошо развитом воображении предметы-заместители и многие игровые действия становятся не обязательными. Дошкольник играет понарошку, игра переходит во внутренний план. Вот тут и требуется обучить ребенка таким способам воображения, чтобы из воссоздающего оно постепенно становилось творческим. Необходимые навыки у детей можно развить, если хорошо знать свойства воображения (типизацию, агглютинацию, аналогию и акцентирование), которые дают возможность придумывать и фантазировать.

Игры и упражнения для развития воображения

Что можно предложить родителям для развития воображения у детей дошкольного возраста? Сейчас можно подобрать много разных игр, которые с успехом используются в домашнем воспитании. Основными из них являются развивающие игры на развитие воображения, так как они непосредственно направлены на обучение деток приемам составления новых образов или преобразования уже имеющихся.

Используем типизацию для развития воображения

Типизация - это выделение существенного, повторяющегося и воплощение его в конкретном образе.

Свойство воображения - типизация наиболее доступно детям, начиная с младшего дошкольного возраста. Такие развивающие игры могут быть словесными, подвижными, настольными. Родителям важно учитывать возраст ребенка и его психологические особенности. Если малыш активный, уместны будут подвижные игры, спокойному, усидчивому ребенку можно предложить настольные игры.

Классические игры и упражнения по типу подбора однотипного или противоположного слова интересны всем детям. Их с успехом можно ввести в домашние занятия для воображения у дошкольников, так как игровые действия просты и понятны. Главное - вовремя усложнять содержание игры и побуждать ребенка к поиску нового образа. Правила следующие: взрослый бросает мяч игроку с определенным словом, ребенок в соответствии с тематикой игры должен или поймать мяч, или отклонить его. Затем перебросить его ведущему по таким же правилам.

«Съедобное - несъедобное»

Ведущий бросает мяч игроку со словом, относящимся или не относящимся к еде. Например, яблоко - мяч ловится, книжка - мяч отклоняется. Интерес к игре поддерживается, если игра идет в быстром темпе.

«Летает - не летает»

Игра проходит аналогично предыдущей. Для нее подбираются тематические слова. Трудность в том, что в отличие от предыдущей игры словарный запас может быстро исчерпаться, так как «летающих» слов гораздо меньше. Вот именно в этот момент взрослый побуждает ребенка к оригинальному ответу: «Что еще может летать, кроме самолета, птицы…? (листик, пушинка, снежинка)».

«Скажи наоборот»

Аналогичная игра, но в отличие от предыдущих ребенку нужен определенный опыт для подбора слов - антонимов, поэтому играть лучше со средними и старшими дошколятами. Словарный ряд может быть следующим: высоко - низко, близко - далеко, молодой - старый, добро - зло, ребенок - взрослый, белый - черный, утро - вечер.

«Что получилось?»

Такая развивающая игра доступна по своим действиям деткам разных возрастов, вызывает у них интерес, а взрослым дает возможность решать . Для игры используются разные варианты: фломастеры для бумаги, палочки для песка или снега. Хорошо играть всей семьей, так как интереснее будет участие нескольких человек. Каждый участник начинает рисовать какую-либо фигуру-заготовку для будущего рисунка (круги, волнистые линии, черточки, точки), а потом все меняются местами и дополняют рисунки друг друга, стараясь изобразить что-то забавное.

  • Для вариации можно выполнить набросок-подсказку к будущему рисунку: дерево без веток и листьев, грибок без ножки, гримаса клоуна без очертания лица, мотылек без некоторых деталей. Пусть ребенок придумает сам что-то новое и оригинально раскрасит.
  • Интересной игру можно сделать, предложив общее выполнение рисунка. Например, взрослый начинает рисунок, ребенок продолжает пририсовывать детали. Затем взрослый резко меняет тематику рисунка, придумывая что-то новое, добавляет интересные детали. Хорошо, если законченный рисунок будет представлять собой что-то необычное, например, экзотический сад, космический пейзаж, подводный мир. На первых порах малыш будет подражать взрослому, ему придется подсказывать какие-то идеи. Если постоянно предлагать дошколенку такую игру, через короткое время он уже сам будет придумывать новые образы на основе имеющихся представлений. Полезно будет такое упражнение в семейном досуге.

«Клоуны»

Для игры нужна предварительная подготовка в виде рисунка с двумя клоунами, у которых не прорисованы лица. Взрослый предлагает малышу изобразить грустного и смешного клоуна. Спросить, почему загрустил клоун, что у него могло случиться, как ему поможет смешной.

  • Аналогично можно использовать фигурки доброго и злого волшебников. Здесь также на первых порах помощь взрослого необходима.
  • В дальнейшем дошкольник может по такому же типу придумывать, рисовать и вырезать фигурки животных, сказочных персонажей. Для поддержания интереса и отработки навыка составления новых образов на основе имеющихся можно предложить ребенку завести альбом и вклеивать фигурки персонажей. Это даст возможность проследить, как совершенствуется у ребенка навык создания нового образа.

Для развития детского воображения очень полезны игры, в которых ребенок вместе с взрослым придумывает, на что похож тот или иной предмет. Двухлетки уже умеют находить знакомые предметы в окружающей обстановке. Играть в такую игру хорошо на природе, где много разнообразного материала для рассматривания и нахождения схожести. Например, взрослый предлагает рассмотреть облака, понаблюдать за их изменениями, увидеть в них знакомые персонажи по типу мультика о Винни-Пухе: вот облачко похоже на самого Винни, а это ‒ на кошку с котятами, а там - плывет кораблик.

  • При сборе осенних листьев можно устроить игру «Найди знакомый предмет в листочке». Прекрасно подойдут для рассматривания лужицы на дорожке, отпечаток подошвы на песке, необычный камешек. Все зависит от фантазии взрослого, который учит фантазировать и малыша. Затем дома можно зарисовать, что интересного увидели на прогулке.

Игры на агглютинацию

Еще одним свойством воображения является агглютинация.

Агглютинация (лат agglutinatio - склеивание) - сочетание качеств

С его помощью очень хорошо развивается творческое воображение, так как создается абсолютно новый образ на основе имеющихся образов. Агглютинацией можно заниматься, когда у ребенка появляется опыт, закрепляется знание художественных произведений, навыки творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация), которые могут стать подспорьем в создании новых образов.

«Сказочное (несуществующее) животное»

Замечательной игрой для развития творческого воображения детей является игра-тест, в которой создается новый образ животного. Эту игру чаще всего используют психологи для обследования психики ребенка. Но ее можно с успехом ввести в домашнее обучение. Смысл игры в том, что при помощи имеющихся представлений о реальном животном дошколенок может фантазировать на тему сказочного существа. Например, птица - меч, заяц с длинным хвостиком, муравей с крылышками, мотылек с хоботком. Интересно будет сделать зарисовку сказочных существ и раскрасить их. Обязательно поговорить с ребенком о том, для чего нужна новая часть тела животному, поможет ли она ему или навредит. Попросить придумать для нового животного необычное название.

Дети с удовольствием играют в такие игры, так как они позволяют выразить в рисунке их стремление к преобразованию окружающего. Если на начальном этапе малышу трудно будет справиться с упражнением, взрослый может помочь с выбором основного животного, который хорошо известен ребенку. Можно сделать альбом с рисунками и обсудить его во время семейного досуга.

«Небылицы»

Составление небылиц (того, чего не бывает в реальности) очень привлекает ребятишек. Родители могут воспользоваться такой заинтересованностью малышей и предложить им придумать необычную историю - небылицу. Это очень действенный способ развития творческого воображения, который поможет впоследствии в школе придумывать творческие рассказы. Чтобы взрослому было легче объяснить ребенку, в чем суть такого способа, можно использовать народные потешки, стишки, которыми так богата народная педагогика. А затем пофантазировать на различные темы и придумать свои сказки-нелепицы. Полезно будет записать их и нарисовать картинки. Так можно будет легко проследить, как совершенствует у ребенка творческое воображение.

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Крыши испугались, сели на ворон.
Лошадь подгоняла мужика кнутом.
Лошадь ела кашу, а мужик - овес.
Лошадь села в сани, а мужик повез.

Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.

«Сказочный микс»

Для детей среднего и старшего возраста будет интересна игра по мотивам знакомых сказок.

Взрослый предлагает ребенку придумать свою веселую сказку с героями, которых хорошо он знает. Например, это могут быть известные всем сказки «Красная Шапочка», «Золушка», «Заюшкина избушка», «Три поросенка» и подобные им. Чем младше ребенок, тем проще по сюжету должны быть сказки. Игра интереснее пройдет во время семейного досуга, когда соберется вся семья. Героев и события фантазии можно перемешивать, придавать им несвойственные качества.

Например, Красная Шапочка вдруг стала капризной и непослушной девочкой: вместо того, чтобы пойти к бабушке, отправилась в соседнее село к своей подруге Золушке. Волк так и не дождался в лесу девочки. Такие неожиданные события развеселят ребенка и поддержат интерес к сказкам.

Игры на аналогию и акцентирование

Аналогия - это способности поставить себя на место образа или предмета.

Акцентирования -это выделение, подчеркивание какой-то части предмета.

Со старшими детьми можно проводить игры и упражнения на развитие воображения по типу аналогии и акцентирования. Маленьким деткам еще пока сложны такие способы составления образов, так как здесь уже используются элементы логического мышления. Старшие дошкольники, уже имеющие необходимый опыт, с удовольствием будут выполнять упражнения для развития воображения.

«Зоопарк»

Научить ребенка ставить себя на место какого-то образа и фантазировать поможет довольно популярная игра. С разными целями она часто проводится в детском саду. Дома родители могут ее использовать при формировании воображения. Хорошо играть в нее большой компанией. Ведущий предлагает всем мысленно выбрать себе любое животное и создать его образ при помощи позы, мимики, жестов. Участник игры изображает, а ведущий отгадывает, какое животное поселилось в «зоопарке».

Как вариант, можно такую игру провести в виде упражнения. Когда ведущий подает команды, например, хлопками или при помощи музыкальной игрушки, все участники превращаются в животных одного вида и изображают их, например, аисты, медведи, лисички, жирафы. Ведущий отмечает игрока, который лучше всех изобразил животное.

«Что было бы, если…»

Словесная игра на аналогию, одновременно и на акцентирование, заинтересует детей. Ее можно проводить в поездке, во время прогулки, семейного досуга, так как она не требует предварительной подготовки. Взрослый начинает игру со словами: «Как ты думаешь, что было бы, если… на деревьях росли конфеты; во время дождя с неба падали арбузы; мамы и папы ходили в детский сад, а дети на работу; кошки и мышки дружили между собой?» Тематика таких вопросов может быть самой разнообразной: о природе, погоде, животных, профессиях, предметах мебели, одежды, еде. Чем нелепее будут вопросы, тем интереснее ребенку будет придумывать ответы. Затем можно поменяться ролями, вопросы задает дошкольник, а взрослый придумывает оригинальные ответы, тем самым обучая свое чадо мыслить творческому воображению.

Подобными играми и упражнениями для развития воображения у детей родители смогут подготовить ребенка к успешному обучению в школе, растить творческую личность с нестандартным мышлением.

Развитие внимания и воображения дошкольников.

Внимание и воображение детей дошкольного возраста-это важнейшие стороны личности ребёнка. Невозможно представить себе ситуацию, что человек не обладал бы фантазией, воображением. Думаю, что некому было бы делать научные открытия, а человечество лишилось бы произведений искусства, дети никогда бы не услышали сказок.

Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста доказывает мне и позволяет сделать соответствующий вывод. Без воображения дети не могут учиться в школе, усваивать сложные программы обучения. На дошкольный период приходится начало развития воображения и фантазии. Интенсивное проявление данного психического процесса проявляется в возрасте 5 лет. Опираясь на многолетнее наблюдения за детьми, могу сказать совершенно уверенно то, что, если воспитатели, педагоги и родители не обращают серьёзного внимание на развитие способности фантазировать у ребёнка, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. У человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, а соответственно теряется интерес к науке, к искусству.

Внимание неотъемлемая часть организации познавательной деятельности, направленность сознания на какой – либо объект. И хотя в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально, уже в дошкольном возрасте в процессе игры, общения необходимо начинать формировать внимание произвольное. Его развитие позволяет во многом облегчить ребёнку процесс обучения в начальной школе, когда потребуется делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

Воображение- это возможность создания новых образов путём переработки предшествующего опыта. Это уже творческое воображение, которое проявляется в сюжетно-ролевых играх. Следует отметить, что если в период своего зарождения воображение дошкольника практически неотъемлемо от игровых действий с материалом, определяется характером игрушек, атрибутов роли, то у детей 6-7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала, и воображение уже может находить в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Образом воображения в этом возрасте присущи яркость, наглядность, подвижность. Развитие детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребёнок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. Именно при помощи воображения у человека формируется образ никогда не существовавшего в данный момент объекта, ситуации.

Значение воображения в психическом развитии очень велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитии личности ребёнка. Но хочу заметить, воображение не должно перерастать в пассивную мечтательность.

Предлагаю своим коллегам, педагогам, родителям разработанные мной на практике игры, и упражнения, которые могут быть использованы для развития воображения. Они не только позволяют активизировать познавательную деятельность дошкольника, но и будут способствовать развитию речи и творческого мышления детей.

Игры и упражнения для развития внимания и воображения.

Игра: «Укрась слово»

Цель. Развивать воображение и речь ребёнка.

Задание. Подобрать как можно больше определений2 к данному слову.

Осень (какая она?)….

Весна (какая она?)….

Дом (какой)….

Цветок (какой?)…

Игра (какая)…

Игра «Нарисуй что - нибудь».

Цель: Развивать воображение.

Задание. Нарисовать что–нибудь необычное. (На это задание отводиться определённое время – 4 минуты.)

Примечание. О развитом воображении свидетельствует эмоциональное, красочное изображение, хотя оно может быть не очень оригинальным.

Игра «Внимание»

Цель: Развивать внимание и зрительную память. Задание. Нарисовать на листе бумаги картинку, которую в течении 5-10 минут показывал взрослый.

Игра «Незаконченный рисунок»

Цель: Развивать воображение.

Задание. Посмотреть, на что похожа картинка и продолжить её.

Например: любая геометрическая фигура.

Игра «Зеркало»

Цель. Развивать внимание и координацию движений.

Задание. Стань «зеркалом» и повторяй всё, что будет делать ведущий: ведущий поднимет руки вверх (в стороны, опустит вниз и т. д.), «зеркало» повторит.

Игра «Волшебные превращения»

Цель. Развить воображение.

Задание. Изобразить какое-либо животное или предмет. (Изобразить какого-либо сказочного героя и т. п.) Отгадать, кто или что это, должен взрослый.

Игра «Отгадай, что это?»

Эта игра предполагает владение такими знаниями, как впереди, сзади, справа, слева.

Цель. Развивать внимание ребёнка, умение ориентироваться в пространстве, мышление.

Задание. Отгадай, какую игрушку загадал взрослый (тот сообщает её местоположение-перед тобой, позади, справа, слева).

Игра «Угадай, кто я?»

Цель. Развит воображение. Ход игры. Ведущий или кто- то из детей мимикой, звуками, жестами, изображает кота (петушка, собаки и др. животных).

Задание. Отгадать, кто был изображён. Как догадались?

Игра «Будь внимателен»

Эта игра может проводиться с одним ребёнком или группой ребят.

Цель. Развивать внимание, научить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Ход игры. Дети идут по кругу. Ведущий с разными интервалами вперемежку даёт команды» «Зайчики», «Цапли», «Лошадки». Дети должны выполнять движения в соответствии с командой.

«Зайчики» -дети прыгают.

«Цапли» -дети останавливаются и стоят на одной ноге.

«Лошадки» -дети останавливаются и стучат об пол ногой.

«Лягушки» -дети приседают и прыгают вприсядку.

Выполнению сигналов надо научить перед игрой.

Игра «Представь, будто…»

Цель. Развить воображение.

Задание. Представить и изобразить, как вы задуваете свечи на торте в день рождения, изобразить и озвучить часы ч маятником, которые бьют, изобразить и озвучить мотоцикл, кипящий чайник, изобразить парикмахера, который делает стрижку или причёску, зубного врача, который лечит зуб, повара, который готовит обед, хирурга во время операции, рыболова сидящего на берегу и т.п.

Игра «Животные»

Цель. Развить внимание.

Задание. Если игра проводится с группой детей, то каждому предлагается выбрать любого животного (зайца, волка, тигра, медведя. Рысь, гепарда, лису, ежа, слона, обезьяну). Точно так же поступаем, если играем с одним ребёнком.

Ведущий вперемешку называет животных. Услышав название своего животного, ребёнок должен остановиться и хлопнуть в ладоши. С группой детей можно провести игру на выбывание.

Игра «Да и нет не говорить»

Цель. Развить внимание.

Задание. Ответить на вопросы ведущего, запрещается говорить «ДА» и «Нет». Будьте внимательны. Вопросы:

  1. Ты любишь лето?
  2. Тебе нравится играть в парке?
  3. Ты любишь солнце?
  4. Тебе нравится купаться в море или реке?
  5. Ты любишь рыбалку?

Вопросы могут быть на разную тематику. Например, по временам года. (О зиме, лете, осени, весне).

Игра. «Поём вместе»

Цель. Развивать внимание, память.

Задание. Педагог предлагает спеть какую-нибудь песню, например «В траве сидел кузнечик…». Объясняет, что надо делать при этом. Один хлопок-начните петь. Два хлопка -пойте песню дальше, но мысленно, про себя. Один хлопок-продолжайте петь вслух.

Если играет группа детей, то тот, кто ошибается выбывает или сам становится ведущим.

Игра «Кто больше заметит небылиц»

Цель. Развивать внимание, умение замечать нелогичные ситуации.

Задание. Отметить все небылицы. (Чтение стихотворения «Радость» К. Чуковского)

Представленные выше игры-упражнения на развитие внимания и воображения очень просты, их можно использовать во время семейного досуга, свободного от занятий время в детском саду, на прогулке, групповой комнате и занять ребёнка (группу детей) не только с пользой для, но и с огромным интересом к дальнейшим совместным играм. Играя с детьми в эти игры педагогу легче закрепить пройденный материал, упражнять детей в различных навыках и умениях. Для нас педагогов огромный простор для развития творческих способностях. Придумывание новых игр и новые идеи приходят сами собой, главное только начать и каждая игра может стать по настоящему авторской, очень легко их преобразовать в соответствии с творческими способностями педагога. Считаю, что игры предложенные мной в более полной мере позволят сформировать такие важнейшие познавательные способности как внимание и воображение. А главное, помогут детям быть успешными в школе и хорошо учиться. Желаю Вам успехов в развитии у ваших детей внимания и воображения! Не сомневаюсь, что представленные игры будут интересны и детям, и взрослым! Спасибо за внимание!

Комплекс дидактических игр на развитие воображения у старших дошкольников

«Несуществующее животное»

Ход игры: Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует:" Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? "

«Выдумай историю»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: предложить детям рассмотреть картинки в книге, и предложить совместно придумать новые события.

«Продолжи рисунок»

Цель: развивать воображение детей, мелкую моторику рук.

Ход игры: простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

«Клякса»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: листы бумаги, на которых нанесены кляксы.

Ход игры: по этому принципу построен знаменитый тест Роршаха.

Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

«Оживление предметов»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

Представить: пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?

«Так не бывает! »

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать пять сюжетов, услышав которые, слушатели воскликнут: «Так не бывает! ».

«Нарисуй настроение»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом.

«Рисунки с продолжением»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: бумага, акварельные краски

Ход игры: В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему продолжить рисунок.

«Новое назначение предмета»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: Ребята сидят в кругу. Ведущий запускает какой-то предмет (старый утюг, зонтик, горшок, пакет, газету). Каждый придумывает новое назначение для этого предмета. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения этого предмета.

Предмет может "гулять" по кругу, пока для него придумываются новые назначения.

www.maam.ru

для развития воображения у дошкольников

1. Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.) . Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2. Игра - упражнение «Три краски».

3. Упражнение «Волшебные кляксы».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Упражнение «Волшебная ниточка».

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы.

5. Игра – «Неоконченный рисунок».

6. Упражнение «Волшебники».

7. Упражнение «Танец».

Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман. Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.) . Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т.д.)

8. Упражнение «О чем рассказала музыка».

9. Игра «Что это такое?»

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож.

Ответы не должны повторять друг друга.

10. Игра «Камешки на берегу».

Цель:учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур.

11. Упражнение «Волшебная мозаика».

Цель:учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка) : несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

12. Игра «Поможем художнику».

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

13. Игра «Волшебные картинки».

Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки.

Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

14. Игра «Чудесные превращения».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

15. Игра «Чудесный лес».

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

16. Игра «Перевертыши».

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку.

17. Игра «Разные сказки»

Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.

Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.

18. Упражнение «Придумай и свой конец сказки».

Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.

19. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Воспитатель начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.

Пример: гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

20. Игра «Сказочное животное (растение) ».

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений) .

21. Упражнение «Сказка – рассказ».

Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.

После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

22. «Что умеет делать?» (игра для детей с 3-х лет)

Правила игры: Ведущий называет объект. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

Примерный ход:

Д: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.

В: Что может мяч?

Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.

В: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку " Колобок". Как он может помочь Колобку?

Примечание:Необходимо перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект.

Ознакомление с окружающим миром.

В: Что может светофор?

Д: Управлять движением машин и пешеходов. Он может переключаться. Если красный свет зажжется, все машины будут стоять, а для пешеходов в это время будет гореть зеленый свет и они смогут перейти дорогу.

В: Что еще может светофор?

Д: Перегореть, сломаться.

В: Что тогда может случиться?

Д: Машина может столкнуть человека, может столкнуться с машиной, то есть случится авария.

В: Давайте пофантазируем. Вот светофор попал в сказку… и какое дело себе там нашел? (Варианты ответов детей) .

Базис личностной культуры.

В: Вежливый человек - это какой и что умеет делать?

Д: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или собаке, он может уступать место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести.

Д: Выручить из беды или трудного положения другого человека.

Экология.

В: Что может растение?

Д: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.

В: Что может слон?

Д: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.

В: Что может дождь?

Материал с сайта nsportal.ru

Игры на развитие воображения.

Игра «Укрась слово».

Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение, ассоциативный процесс. Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных. Группа детей делится на две команды.

Каждой команде даётся существительное и ставится задача за определённое время набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Выигрывает та команда, которая набрала больше прилагательных.

Например,

Платье, какое – Красивое, нарядное, легкое, теплое, праздничное т.д.

Машина, какая – большая, легковая, грузовая, зеленая, металлическая, и т.д.

Ветер, какой – сильный, южный, холодный, теплый и т.д.

Игра «Выведение следствий».

Эта игра используется как в развитии воображения, так и словесно-логического мышления. Предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдёт...». Задача ребёнка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Список примерных вопросов:

«Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?»

«Что произойдёт, если все животные начнут говорить человеческим голосом?»

«Что произойдёт, если все горы вдруг превратятся в сахарные?»

«Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?»

«Что произойдёт, если солнце не зайдёт за горизонт?»

«Что произойдёт, если оживут все сказочные герои?»

Игра «Рисунок в несколько рук».

Это групповая игра, тесно связывающая воображение и эмоции и сама насыщена высоким эмоциональным потенциалом. Предлагается всем участникам вообразить про себя какой-либо образ.

Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу предшественника для трансформации в свой замысел.

Удовольствие доставляет борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами, навязать свои, а также неожиданности и открытия нового содержания и образа, возникающее на каждом этапе работы.

Игра «Волшебники».

Используется для развития чувств на базе воображения. Вначале ребёнку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его задача дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника.

Для девочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц».

Теперь вторая часть игры. Ребёнок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

Если в игре участвовала группа детей, целесообразно сделать выставку рисунков и оценить, чей волшебник лучше.

Эмоции имеют очень яркую форму выражения через мимику и пантомимику. Когда у ребёнка работает воображение, то эмоциональное отношение к воображаемым образам также можно увидеть на его лице.

Игра «Танец».

Детям предлагается потанцевать. Причём каждый танцует «что хочет». Ребёнок должен выразить а танце какой-либо образ.

Лучше, если образ он придумает сам. при затруднении можно помочь ему подсказкой.

Темы для подсказки: станцуй «бабочку», «зайчика», «кошку», «лошадку», «утюг», «конфету», «молоток» и так далее.

Когда ребёнок справился с первой частью задания, можно перейти к следующему этапу. Теперь в качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства.

Темы для второй части задания: станцуй «радость», «страх», «горе», «веселье», «удивление», «каприз», «счастье», «жалость».

Необходимо следить, чтобы дети именно танцевали, в не изображали соответствующие чувства мимикой. Музыку можно использовать любую танцевальную, вальсовую, плясовую, джазовую. Важно, чтобы это не были песни со смысловым, понятным для детей текстом.

Игра «Цепочка слов».

Слово, случайно запавшее в голову (или намерено взятое) , вызывает цепную реакцию, распространяя волны вглубь и вширь, извлекая при этом образы, ассоциации, воспоминания, представления и мечты.

Детям предлагается составить длинный поезд из слов, каждое слово - вагончик. Вагончики, как и слова, должны быть соединены между собой. Значит, каждое слово должно тянуть за собой следующее.

Например: Зима (какая?) - холодная, снежная (что ещё бывает холодным?) - мороженное, лёд, снег, ветер (какой ветер?) - сильный, северный (что ещё может быть сильным?) и так далее. За каждое слово, названное детьми, выставляется вагончик.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

Творческие игры на развитие воображения у дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

1. Д/ игра: «На что похожи наши ладошки»

Цель:развитие воображения и внимания.

Предложить детям опустить ладонь в краску или обвести карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.) . Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2. Три краски.

Цель:развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

3. Превращение пятнышек краски (техника рисования - монотипия) .

Предложить капнуть любую краску или несколько цветов красок на середину листа или на половину листа, и сложить лист пополам, разгладить, развернуть. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Волшебная ниточка.

Цель:развитие творческого воображения, находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему листу. Вытаскивать нить, придерживая листы.

На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Неоконченный рисунок.

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Волшебники.

Цель:развитие эмоциональности и творческого воображения.

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

7. О чем рассказала музыка.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

8. Волшебная мозаика.

Цель:развивать умения детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка) : несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин. Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного.

Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

9. Поможем художнику.

Цель:развивать умения детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал:большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине.

Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок. После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

10. Волшебные картинки.

Цель:развивать умения воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздают листы бумаги. На каждом листе схематическое изображение некоторых деталей объектов, разных линий или геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на листе так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки.

Дети используют цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры или краски.

Каждую фигурку, линию изображенную на листе бумаги, дети могут превратить в картинку, какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке(линии) все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам (в младшем дошкольном возрасте воспитатель дает только бесцветный контур геометрической фигуры, а в старшем – наклеенные из цветной бумаги геометрические фигуры)

11. Чудесные превращения.

Цель:развивать умения детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько) . Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству) , оригинальность содержания и композиции.

12. Чудесный лес.

Цель:развивать воображение, создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздают одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

13. Перевертыши.

Цель:развивать воображение, создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздают наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку.

Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку.

Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки.

Затем дети рассказывают о своих рисунках.

14. Сказочное животное (растение) .

Цель:развитие творческого воображения.

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название рисунку. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений) .

15. Отгадай, что я задумал, и дорисуй.

Цель:развитие творческого воображения, формирование умения договариваться и искать компромиссы.

Каждый из детей задумывает свое изображение (но не говорит о нем) . Первый ребенок начинает и рисует только один элемент. Следующий должен представить, что бы это могло быть, что хотел нарисовать товарищ, и продолжить рисунок, дополнив его также одним элементом. По ходу работы приходится часто перестраивать первоначально задуманный образ.

Когда дети в ходе обучения уже приобрели навыки «достраивания», реконструирования и создания новых образов, занятия можно усложнить, предварительно выполняя задания в группах не из 2, а из 4 человек.

16. Рисуем вместе.

На столе закрепляется лист бумаги большого формата. Лист делится на 4 «поля» (с учетом количества принимающих участие в работе) . Ребятам предлагается создать композицию на данную тему («Наш город», «Летний отдых» и т.д.) .

Каждый ребенок начинает рисовать на своем поле. Затем по сигналу взрослого все переходят на соседнее поле. Надо понять, что хочет нарисовать товарищ, и продолжить его рисунок.

В этой совместной работе происходят актуализация и перестройка образов с учетом заданной темы.

На первых занятиях дети ориентируются на создание реалистичных образов. Затем в задание постепенно вносятся элементы фантастики - например, реальные контурные изображения предлагается раскрасить в фантастические, придуманные цвета (корова - зеленая, солнце - синее и т.д.) .

17. Волшебное дерево.

Цель:развитие творческого воображения.

Предлагается нарисовать волшебное дерево, которое должно быть непохожим ни на какие известные деревья, вдобавок на веточках могут находиться какие-то необычные вещи.

Подобные задания активизируют прошлый опыт, пробуждают интерес, дают выход эмоциям детей. В процессе совместных действий дети учатся понимать друг друга, создается атмосфера доверия и заинтересованности, а это - одно из главных условий, располагающих к творчеству.

18. Восковая скульптура.

Цель:развитие творческого воображения, формирование умения работать в коллективе.

Группа делиться на две команды. Одна команда – это «глина», другая - «скульпторы». По команде скульпторы начинают из глины лепить.

До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил "скульптор".

19. Живая картина.

Цель:развитие творческого воображения, логического мышления.

Из группы детей выбирается водящий. Остальные дети создают сюжет по своему усмотрению. Создав сюжетную сценку, ее участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает картинку.

20. Комбинирование.

Цель:развитие творческого воображения.

Ребенка просят придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат.

21. Упражнение «Точки».

Цель:развитие творческого воображения.

Покажите ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. А теперь предложите ему самому попробовать нарисовать что-либо, соединяя точки. Используя все точки каждый раз не обязательно.

22. Кляксография.

Цель:развитие творческого воображения, целостного восприятия.

Необходимый инвентарь: краски, кисть, бумага.

На середину листа поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов) . Согните лист пополам, кляксой внутрь. Разверните его. Получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что это похоже?

Дорисуйте детали.

23. Кругольники.

Необходимый инвентарь: нарисованные на ватмане круги, квадраты, треугольники.

Предложите ребенку дорисовать детали. Например, к кругу - длинные уши, усы, глаза, нос, зубы; получился зайчик! К квадрату стрелки - получаются часы. К треугольнику хвостик - веселая морковка.

Вариантов много (круг - мяч, шар, яблоко, сказочная птица и т. д.) . Дать установку ребенку -изображение не повторяется.

24. Превращение клякс (техника раздувания капель краски с помощью коктельной трубочки) .

Цель:развитие воображения, дыхания.

На лист бумаги капнуть несколько капель краски одного цвета или разных цветов. С помощью коктельной трубочки раздуть капли в разные стороны. На что похожи кляксы?

Дорисовать полученные изображения. Придумать название рисунка.

25. На что похож круг.

Цель:развитие творческого воображения, креативности.

Ребенку дается лист бумаги с изображением контура кругов (от 3 до 10) в зависимости от возраста ребенка. Нужно дорисовать круги, не повторяя изображения. Чем разнообразнее изображения, тем выше уровень креативности.

26. Дорисуй половинку фигуры.

Цель:развитие творческого воображения, умения находить сходство изображения с геометрическими фигурами.

Ребенку предлагается лист бумаги с нарисованной половинкой какой-либо геометрической фигурой. Нужно угадать, какая геометрическая фигура спряталась в рисунке, дорисовать вторую половинку фигуры.

Посмотреть на фигуру, подумать, на что похожа целая геометрическая фигура, дорисовать, чтобы получилось изображение какого-либо предмета. Для дорисовки предложить детям разнообразный изобразительный материал: краски, карандаши, мелки восковые, маркеры, фломастеры.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта