Главная » Шашки » Виды игр в педагогическом (обучающем) процессе. Виды игр Физические и психологические игры и тренинги

Виды игр в педагогическом (обучающем) процессе. Виды игр Физические и психологические игры и тренинги

Особое значение игра имеет для становления самых разных форм произвольного поведения – от элементарных до самых сложных. Под произвольным поведением понимается поведение, осуществляющееся в соответствии с образцом и контролируемое путем сопоставления с этим образцом как эталоном. В игре, по мнению Л.С. Выготского «ребенок плачет, как пациент, и радуется, как играющий» и ежеминутно происходит отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли. Этот факт свидетельствует о том, что в игре происходит существенная перестройка поведения ребенка - оно становится произвольным.

Именно в этой, максимально свободной от всякого принуждения деятельности, казалось бы, целиком находящейся во власти эмоций, ребенок раньше всего научается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами. Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка только игрушки, но любит их, как живых, понимает, что он не «поправдашний» моряк или летчик, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым капитаном, который не боится опасности, и, конечно же, по-настоящему гордиться своей победой.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске средств в его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование. В игре дети одновременно и драматурги, и бутафоры, и декораторы, и актеры. Однако они не готовятся длительное время к выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражая собственные мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра всегда является импровизацией.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.



Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже в время не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения как здесь. Именно игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре ребенок начинает справедливо оценивать свои собственные действия и поступки, а также поступки товарищей.

Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и еще для многого другого. В игре происходит значительное изменение в психике ребенка, подготавливающее к переходу в новую, более высокую стадию развития.

В результате реализации этих принципов создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для его учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе сверстников.

Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Развивающая игра характеризуется тем, что она содержит готовый игровой замысел, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Всё это определяется целью игры, т.е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена.



Цель игры всегда имеет 2 аспекта:

1. Познавательный, т.е то, чему мы должны научить ребёнка, какие способы действия и с предметами хотим ему передать.

2. Воспитательный, т.е способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребёнок, и которую он воспринимает как свою. Построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а так же особенности их опыта.

Замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребёнку, чтобы игра состоялась. Игровые действия включают в себя обучающую задачу, т.е то, что является для каждого ребёнка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками.

Игровой материал так же побуждает ребёнка к игре. Имеет важное значение для обучения и развития малыша и, конечно же. Для осуществления игрового замысла. Важной особенностью игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания детей её замысел, игровые действия и обучающую задачу. Игровые правила бывают двух видов: правила действия и правила общения.

Описание игры излагаются по следующей схеме:

1. Особенности игры и её воспитательное значение.

2. Игровой материал.

3. Описание игры и приемы её проведения.

4. Правила игры.

5. Советы воспитателю.

По мере роста ребенка, меняются и его игры: от простого обмена игрушками, до разыгрывания ролей и затейливого «строительства».

Все виды игр имеют свои особенности и назначение, но между ними нет явно обозначенных границ – в каждой игровой ситуации они могут накладываться друг на друга.

Сенсорные игры. Цель этого вида игры: приобретение сенсорного опыта ради самого опыта. Благодаря этой игре дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, о свойстве вещей, которые их окружают.

Моторные игры. Этот вид игр предполагает постоянную смену ощущений движения. Для младенцев моторные игры являются одной из первых возможностей общения с окружающими.

Игра – возня. Подобный вид игр приносит детям немалую пользу. Она дает детям возможность поупражняться и выплеснуть энергию, но и учит сдерживать свои чувства, контролировать импульсивные желания и помогает избавиться от негативных привычек, они учатся видеть разницу между настоящим и изображаемым.

Языковые игры. Детей интересует сама речь, они играют со звуками, формами и смысловыми оттенками. Игра со словами дает возможность ребенку поупражняться в грамматике. Еще дети используют язык для того, чтобы контролировать свои шаги, структурировать свою игру.

Ролевые игры. Один из основных видов игр заключается в разыгрывании различных ролей и ситуаций – это сюжетно-ролевая игра. В ролевых играх дети проверяют свои социальные знания, развивают способность к символическому замещению конкретных объектов и событий символами. А также ролевая игра способствует лучшему пониманию как других людей, так и самого себя. Именно в этом виде игры ребенку предоставляется возможность поставить себя на место другого человека

Существуют также и другие виды игр:

1. Игра дидактическая. Это специально созданная игра с определенной дидактической задачей, скрытой от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Здесь сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями. Этот вид игр является одной из методических разновидностей обучения. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно - образовательное значение дидактической игры выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к « рубежным играм». Представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму. Примеры обучающих задач: научить детей различать и правильно называть цвета (Салют», «Цветные коврики») или геометрические фигуры (« Ледоход»), уточнить представления о столовой посуде (« Кукла Катя обедает»), формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, расположению в пространстве, развивать глазомер и координацию мелких движений. Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети.

2. Игра-драматизация. Строится с опорой на сюжетную схему какого-либо литературного произведения, выбранного детьми. Здесь роли соответствуют действующим лицам разыгрываемого произведения.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией, - сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребёнка во многом предопределена текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребёнка в этих играх? Правомерно ли относить их к разряду творческих игр?

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим прежде всего, что текст произведения для детей – только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку. Например, в игре по сказке « Теремок» следом за зайчиком – побегайчиком на пороге дома появляется белочка – пушистый хвостик, затем детям стало жалко медведя, лису, волка, которые просились в теремок и обещали никого не обижать. Игра закончилась дружным хороводом персонажей сказки. Так, дети

« переделали» общеизвестную сказку сообразно своим представлениям о необходимости жить в дружбе и мире, не видеть врага в тех. Кто чем – то не похож на тебя.

3.Игра-развлечение. Здесь сюжет полностью отсутствует и целью является развеселенией и развлечение участников данной игры.

4. Игра процессуальная. Этот вид игры характерен для детей младшего возраста. В процессе данной игры происходит овладение значениями предметов окружающего мира посредством условных действий с игрушкой-персонажем. С помощью реалистических игрушек ребенок воспроизводит привычные для него действия взрослых. В процессуальной игре у детей развиваются наглядно-образное мышление, воображение, речь, произвольность.

6. Игра режиссерская. Вид индивидуальной игры. Здесь ребенок сам придумывает сюжет, играет за себя и за игрушку, которая наделяется определенной ролью. Этот вид игры способствует развитию речи, мышления и воображения.

Само название режиссерская игры указывает на её сходство с деятельностью режиссера фильма. Обычно режиссер решает, какой фильм, он будет ставить, какой сценарий возьмёт. Ребёнок сам создает сюжет игры, её сценарий.

В основе сценария лежит непосредственный опыт ребёнка: он отражает событие, зрителем или участником которого он был сам. Нередко сюжетом игры становятся знания, почерпнутые из просмотра мультфильмов, прочитанной книги.

Сюжеты режиссерской игры представляют собой цепочки действий. Ребёнок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры. Определяя её участников (роли, которые « исполняют» игрушки, предметы).

Предметы и игрушки используются не только в своем непосредственном значении, но и когда выполняют функцию, не закреплённых за ними общечеловеческим опытом (карандаш - волшебная палочка, дирижёрская палочка или микрофон, поясок, становится змеёй, кирпичиком- мылом). К игрушкам - заместителям дети охотно прибегают в играх, что говорит в развитии воображения.

7. Игра с правилами. Как правило, такая игра групповая или парная. Особенностью данного вида игры является наличие правил, обязательных для всех играющих. Исторически сложившиеся правила передаются от старших детей младшим, но дети могут сами формировать новые правила для данной конкретной игры.

Особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определённых задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребёнка при выполнении какого- либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч)

В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы – дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь классифицируются с учётом разных оснований.

Дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые.

По дидактическому материалу (игры с предметами, игрушками, настольно- печатные, словесные), подвижные классифицируются по степени подвижности (игры малой подвижности, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками).

По предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами). Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжетные игры, в которых играющие выполняют роли (« Кошки- Мышки», « Магазин сувениров») и бессюжетные («Палочка- выручалочка», «Что изменилось?»).

В играх с правилами ребёнка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован какой- то задачей (не просто переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определённому признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение ребёнка произвольным, подчинённым игровым условиям в виде правил. Как справедливо отмечал А.Н.Леонтьев, овладеть правилом игры – значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребёнок учится управлять своим поведением, определяет их воспитательные задачи.

Таким образом, игры с правилами – важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

7. Игра деловая. Она направлена на освоение, осмысление так называемых инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей. У детей происходит развитие навыков целеполагания и планирования действий, саморегуляции в процессе достижения цели, умения соотносить свою деятельность с деятельностью других людей

8. Игра сюжетно-ролевая. Этот вид игры характерен для детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра представляет собой деятельность, в которой ребенок берет на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводит их деятельность и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых. Именно в ролевой игре ребенок реализует свое стремление жить общей жизнью со взрослыми, жизнью, которая захватывает его целиком

Подвижные игры для дошкольников делятся на бессюжетные, сюжетные и игры-забавы. Но, в любом случае, игры должны иметь легкие правила. Важно подобрать такие игры для детей, которые соответствуют уровню их развития – не окажутся примитивными, или наоборот, очень сложными.

В младших группах детских садов наибольшее распространение получили сюжетные игры и простые игры, бессюжетные типа игры-забавы и ловушек. Бессюжетная игра с элементами соревнований, эстафета, игра с предметами (кольцеброс, кегли и т. П.) для таких малышей еще недоступны. В этом возрасте вообще не проводят спортивные игры.

Сюжетная подвижная игра помогает детям закреплять представления и знания о явлениях и предметах окружающего мира. Например, о различных средствах передвижения (поездах, самолетах, автомобилях) и умения пользования ими, об особенностях их передвижения, о повадках различных птиц и животных и т.д.

Таким образом благодаря видам игр, ребёнок может выбрать ту игру, в которую ему будет играть

Детские игры - явление неоднородное. В силу многообразия этих игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. Так, Ф. Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры). Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гросса. Игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены им к «играм обычных функций». Вторую группу игр согласно его классификации составляют «игры специальных функций». Они представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, свадьбу и др.).

П.Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами). Позже Н.К. Крупская назвала игры, разделенные по этому же принципу, немного по-другому: творческие (придуманные самими детьми) и игры с правилами.

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. C.JI. Новиковой была разработана и представлена в программе «Истоки» новая классификация детских игр. В ее основу положен принцип инициативы организатора (ребенка или взрослого).

Выделяется три класса игр.

1. Самостоятельные игры (игра-экспериментирование, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями (игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные; досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные).

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные, или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

Еще одну классификацию детским играм дал О.С. Газман. Он выделяет подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, компьютерные игры, дидактические игры, игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

На наш взгляд, наиболее развернутой и подробной является классификация игр С.А. Шмакова. За основу он взял человеческую деятельность и выделил следующие виды игр:

1. Физические и психологические игры и тренинги:

Двигательные (спортивные, подвижные, моторные);

Экстатические;

Экспромтные игры и развлечения;

Лечебные игры (игротерапия).

2. Интеллектуально-творческие игры:

Предметные забавы;

Сюжетно-интеллектуальные игры;

Дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные);

Строительные;

Трудовые;

Технические;

Конструкторские;

Электронные;

Компьютерные;

Игры-автоматы;

Игровые методы обучения.

3. Социальные игры:

Творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы);

Деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).

Г. Крайгом описаны наиболее типичные детские игры.

Сенсорные игры . Цель - приобретение сенсорного опыта. Дети рассматривают предметы, играют песком и лепят куличики, плещутся в воде. Благодаря этому дети узнают о свойствах вещей. Развиваются физические и сенсорные возможности ребенка.

Моторные игры . Цель - осознание своего физического «Я», формирование культуры тела. Дети бегают, прыгают, подолгу могут повторять одни и те же действия. Моторные игры дают эмоциональный заряд, способствуют развитию моторных навыков.

Игра-возня . Цель - физическое упражнение, разрядка напряжения, обучение управлению эмоциями и чувствами. Дети любят потасовки, драки понарошку, прекрасно понимая разницу между настоящей дракой и дракой понарошку.

Языковые игры . Цель - структурирование своей жизни с помощью языка, экспериментирование и освоение ритмического строя мелодии языка. Игры со словами позволяют ребенку овладеть грамматикой, пользоваться правилами лингвистики, осваивать смысловые нюансы речи.

Ролевые игры и имитации . Цель - знакомство с социальными отношениями, нормами и традициями, присущими культуре, в которой живет ребенок, и их освоение. Дети разыгрывают различные роли и ситуации: играют в дочки-матери, копируют родителей, изображают водителя. Они не только имитируют особенности чьего-то поведения, но и фантазируют, достраивают ситуацию в своем воображении.

Перечисленными видами игр не исчерпывается весь спектр игровых методик, однако, как правильно подчеркивается, на практике чаще всего используются именно эти игры, либо в «чистом виде» либо в сочетании с другими видами игр.

Д.Б. Эльконин выделил следующие функции игровой деятельности:

Средство развития мотивационно-потребностной сферы;

Средство познания;

Средство развития умственных действий;

Средство развития произвольного поведения. Выделяются и такие функции игры, как обучающая, развивающая, релаксационная, психологическая, воспитательная.

1. Функции самореализации ребенка. Игра является для ребенка полем, в котором он может реализовать себя как личность. Здесь важен сам процесс, а не результат игры, так как именно он является пространством для самореализации ребенка. Игра позволяет познакомить детей с широким спектром различных областей человеческой практики и сформировать проект снятия конкретных жизненных затруднений. Она не только реализуется в рамках конкретной игровой площадки, но и включается в контекст опыта человечества, что позволяет детям познать и освоить культурную и социальную среды.

2. Коммуникативная функция. Игра - коммуникативная деятельность, осуществляемая по правилам. Она вводит ребенка в человеческие отношения. В ней формируются отношения, складывающиеся между играющими. Опыт, который ребенок получает в игре, обобщается и затем реализуется в реальном взаимодействии.

3. Диагностическая функция. Игра обладает предсказательностью, она более диагностична, чем любая другая деятельность, так как сама по себе есть поле детского самовыражения. Эта функция особенно важна, поскольку в работе с детьми трудноприменимы методы опроса, тесты. Более адекватным для них является создание игровых экспериментальных ситуаций. В игре ребенок выражается и выражает себя, поэтому, наблюдая за ней, можно увидеть характерные для него черты личности, особенности поведения.

4. Терапевтическая функция. Игра выступает как средство аутопсихотерапии ребенка. В игре ребенок может вернуться к травмирующим переживаниям своей жизни или к об стоятельствам, в которых он не достиг успеха, и в безопасной для себя обстановке заново проиграть то, что причинило ему боль, расстроило или напугало.

Дети сами используют игры как средство снятия страхов и эмоционального напряжения. Например, различные считалки, дразнилки, страшилки, с одной стороны, выступают носителями культурных традиций общества, с другой — являются мощным средством проявления эмоционального и физического напряжения. Оценивая терапевтическое значение детской игры, Д.Б. Эльконин писал: «Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которую получает ребенок в ролевой игре... Отношения, в которые игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстником, отношения свободы и сотрудничества вместо отношений принуждения и агрессии, приводят в конце концов к терапевтическому эффекту».

5. Функция коррекции, которая близка к терапевтической функции. Одни авторы объединяют их, подчеркивая коррекционно-терапевтические возможности игровых методов, другие разделяют, рассматривая терапевтическую функцию игры как возможность достижения глубинных изменений в личности ребенка, а коррекционную — как трансформацию типов поведения и навыков взаимодействия. Наряду с обучением детей коммуникативным навыкам в игре можно формировать позитивное отношение ребенка к себе.

6. Развлекательная функция. Развлекательные возможности игры привлекают ребенка к участию в ней. Игра — тонко организованное культурное пространство ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию. Игра как развлечение может способствовать крепкому здоровью, помогает устанавливать позитивные отношения между людьми, дает общую удовлетворенность жизнью, снимает психические перегрузки.

7. Функция реализации задач возраста. Дошкольнику и младшему школьнику игра создает возможности для эмоционального отреагирования трудностей. Для подростков игра является пространством построения отношений. Для старших школьников характерно восприятие игры как психологической возможности.

Наличие большого количества функций предполагает объективную необходимость включения игр и элементов игровой деятельности в учебный и внеучебный процессы. В настоящее время даже появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом обучения и воспитания детей.

Игра является ведущим видом деятельности только в дошкольном возрасте. По образному выражению Д.Б. Эльконина, игра сама в себе содержит свою гибель: из нее рождается потребность в настоящей, серьезной, общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, что становится важнейшей предпосылкой для перехода к учению. Вместе с тем на протяжении всех лет обучения в школе игра не теряет своей роли, и особенно в начале младшего школьного возраста. В этот период содержание и направленность игры меняются. Большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:

  • Ш игры, возникающие по инициативе ребенка - самодеятельные игры;
  • Ш игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
  • Ш игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса - народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят: игра - экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры - сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная. Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка. Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Содержание самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребенка и содержательным общением с взрослыми.

Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и другие) и досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные. Все игры могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой задачи.

Воспитательное и развивающее значение таких игр огромно. Они формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средство обучения дошкольников определяется рядом причин:

  • 1) опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
  • 2) освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;
  • 3) имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;
  • 4) недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

  • 1) дидактическая задача;
  • 2) игровые действия;
  • 3) правила игры;
  • 4) результат.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов - результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды - победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы. Так как именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог - участники одной игры. Нарушается это условие, и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка, а для взрослого - это способ обучения. Цель дидактических игр - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Из сказанного выше можно сформулировать основные функции дидактических игр:

  • Ш функция формирования психических новообразований;
  • Ш функция формирования собственно учебной деятельности;
  • Ш функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
  • Ш функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

Таким образом, дидактическая игра - сложное, многогранное явление. Для организации и проведения дидактической игры необходимы следующие условия:

наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр;

выразительность проведения игры;

необходимость включения педагога в игру;

оптимальное сочетание занимательности и обучения;

средство и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать как не самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;

используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  • 1. - игры с предметами (игрушками, природным материалом);
  • 2. - настольные печатные;
  • 3. - словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: дошкольники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению…), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

В игре также используют предметы, в которых разница между ними менее заметна. В играх с предметами дошкольники выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета. Играя, они приобретают умения складывать из частей целое, выкладывать узоры из разнообразных форм.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, величина, материал из которого они сделаны. Это помогает учителю упражнять дошкольников в решении определенных дидактических задач.

Игры с природным материалом учитель применяет при проведении таких дидактических игр, как “Чьи следы?“, “От какого дерева лист?”, “Разложи листья по убывающей величине” и т.д. (приложение № 1) В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино (приложение № 2). При их использовании решаются различные развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по парам. Дошкольники объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.

Подбор картинок по общему признаку - классификация. Здесь от детей требуется обобщения, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в лесу?».

Составление разрезных картинок направлено на развитие у детей умения из отдельных частей составлять целый предмет, логическому мышлению (приложение № 3).

Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений направлено на развитие речи, воображения, творчества у дошкольников. Для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, ребенок прибегает к имитации движений (например, животного, птицы и т.д.)

В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую группу входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин» (приложение№4) и т.д.

Вторую группу составляют игры, используемые для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения: “Похож - не похож”, «Кто больше заметит небылиц» (приложение № 5) и другие.

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: “Кому что нужно?» “Назови три предмета”, “Назови одним словом” (см. приложение № 6).

В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления: «Краски», «Летает, не летает» (см. приложение № 7) и другие.

Третий класс игр - традиционные или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым.

Предметная среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.

Для обеспечения развивающего потенциала игр нужны не только разнообразные игрушки, особая творческая аура, создаваемая взрослыми, увлеченными работой с детьми, но и соответствующая предметно-пространственная среда.

Для педагогов важно продумать поэтапное распределение игр, в том числе и дидактических, на уроке. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, увлекательной, включать детей в разные виды деятельности. Следовательно, игра, может быть проведена на любом этапе урока, а также на уроках разного типа. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания дошкольников.

Юлия Слаутина
Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста

2 слайд

Игра - не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту, формируются нравственные основы личности ребёнка. Игра способствует формированию самооценки дошкольника. В ней первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям.

В игре, как в ведущем виде деятельности дошкольников, активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и заканчивая самыми сложными. Значительно повышается в условиях игровой деятельности (исследование Г. В. Ендовицкой) острота зрения. В игре ребенок раньше и легче выделяет сознательную цель запоминать и припоминать, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях (З. М. Истомина и др.).

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта. В процессе игры формируется символическая (знаковая) функция сознания, которая проявляется в использовании вместо реальных предметов их заместителей (палка - вместо коня, листик - вместо тарелки и т. п.). Использование внешних реальных заместителей переходит в использование заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психические процессы ребенка, позволяет ему строить в уме представления о предметах и явлениях действительности и применять их при решении разнообразных умственных задач.

Важно и то, что в игре активно формируется способность становиться на точку зрения другого человека, партнера по игре, смотреть на вещи с его позиции.

В процессе игровой деятельности у ребёнка формируется воображение как психологическая основа творчества, делающая субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности и на разных уровнях значимости.

Игра создаёт (исследования А. В. Запорожца) и благоприятные условия для организации движений дошкольника. Когда ребёнок берёт на себя определенную роль (например, зайца, лисички, кота и др., он сознательно и произвольно воспроизводит определённые движения, характерные для изображаемого персонажа.

Игра является ведущим средством психотерапии в дошкольном возрасте, выполняя при этом диагностическую, терапевтическую, обучающую функции. С успехом используется игровая психотерапия для коррекции, например, страхов, других негативных эмоциональных состояний (А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, О. А. Карабанова).

Ценность игровой деятельности не ограничивается её влиянием на развитие отдельного индивида, ребёнка. Игра обладает большими возможностями для формирования «детского общества».

В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в играх с правилами ребёнок начинает обращать внимание на способ, средства достижения результата, а не только на собственно результат; в них он учится сознательно подчиняться правилам. Использование игры, игровых приемов делает обучение в этом возрасте «сообразным природе ребёнка».

3 слайд.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Светлана Леонидовна Новоселова выделяет три класса игр:

1. Игры, возникающие по инициативе ребёнка:

Самостоятельные игры (игра – экспериментирование)

Самостоятельно-сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные);

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого , который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

Игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);

Досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные);

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные) , которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные игры (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

Существует несколько групп игр , развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – творческие (сюжетно-ролевые). В этих играх сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

II группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.

Через них дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

4 слайд.

5 слайд.

Режиссёрские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребёнок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя её участников.

В основе сценария лежит непосредственный опыт ребёнка: он отражает событие, зрителем и участником которого был сам.

В режиссёрской игре речь – главный компонент.

Ребёнок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний.

В этой игре часто используется много персонажей но «активно действующих» обычно бывает не более трех-четырех.

В жизни ребёнка режиссёрская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Но у той и у другой общие корни, а именно: сюжетно-отобразительная игра, в процессе которой ребёнок раннего возраста усваивает способы действия с предметами, овладевает последовательностью игровых действий из личного опыта (кормление куклы, укладывание её спать, купание, осмотр доктором и т. п.).

Особенностью режиссёрской игры является то, что партнёры (игрушки, их заместители) – неодушевлённые предметы и они не имеют своих желаний, интересов, претензий. И это естественно, так как такое игровое общение для маленького ребёнка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнёров, искать с ними общий язык.

6 слайд.

Основой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается во взятии ребёнком на себя роли взрослого, которую он выполняет в созданной им самим игровой обстановке.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии её развития. Такая свобода в реализации замысла игры и полёт фантазии позволяют ребёнку самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальности ещё долго будут ему недоступны. Объединяясь в игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Но самое главное – в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.

Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого игры подразделяются на:

1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник».

2. Игры на производственные и общественные темы – это труд людей.

3. Игры на героико-патриотические темы – героические подвиги нашего народа.

4. Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в «зайца и волка», в «Чебурашку и крокодила Гену» и т. д.

7 слайд.

В структуре ролевой игры выделяют компоненты:

Роли, которые исполняют дети в процессе игры;

Игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

Игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.

Отношения между детьми, которое выражаются в репликах, замечаниях – регулируется ход игры.

Роль – это игровая позиция ребёнка: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о нём.

Подчинение ребёнка правилам ролевого поведения является главным элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо из играющих от этих правил вызывает протесты у партнёров по игре.

Роль появляется в игре на третьем году жизни ребёнка.

Развитие роли в игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образцам.

У детей 3 лет преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я – мама, я – водитель, я – врач. Взятая роль придаёт определённую направленность, смысл действия с предметами.

В возрасте 4-5 лет выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: ребёнок хочет не просто играть, у него возникает потребность выполнять ту или иную роль, используя при этом речь, мимику и жесты.

В возрасте 5-7 лет в играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие.

8 слайд.

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребёнок проходит этапы развития игровой деятельности:

Первый такой этап – ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность, используя разнообразные игрушки, предметы.

На втором этапе появляется отобразительная игра, в которой взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание ребёнка на его целевое назначение.

Третий этап - формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (укладывают куклу, кормят её, катают в коляске, варят еду и т. д.).

Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры – это совместные игры взрослого и ребёнка. Педагог обыгрывает ситуации, привлекая к активному участию детей. Например, видоизменяет игровую ситуацию кормления, которую так любят изображать в игре дети раннего возраста: вводит новые персонажи, новые блюда, новую посуду.

Педагог создаёт ситуации, стимулирующие ребёнка к использованию предметов-заместителей, к действиям в воображаемой ситуации.

Для развития сюжетно-отобразительной игры эффективны показы-инсценировки.

Четвертый этап – собственная ролевая игра.

Ролевая игра в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят действия взрослых и их отношения. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

9 слайд.

10 слайд.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события, изменённые детской фантазией, – сюжетом игры.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

Виды театрализованных игр (по Л. В. Артёмовой):

Игры драматизации;

Режиссёрские.

В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности, производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой-либо сюжет с заранее существующим сценарием, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация касается не только текста, но и сценического действия.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.

Если они разыгрываются в обычной театральной форме или в форме массового сюжетного зрелища, то такие игры называют театрализациями.

Драматизации основываются на действиях исполнителя, который использует, как правило, куклы.

Исследователь Л. В. Артёмова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:

1. Игры-драматизации с пальчиками.

Атрибуты ребёнок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, действуя одним или несколькими пальцами, проговаривая текст.

2. Игры-драматизации с куклами бибабо.

В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Такие куклы можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

3. Импровизация – разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.

В режиссерской игре ребёнок не является сценическим персонажем, он действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е. Е. Кравцова). «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, ребёнок использует разные средства вербальной выразительности (интонация и мимика).

Особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Сходство с режиссерской работой в том, что ребёнок организует пространство, сам исполняет роли или сопровождает игру текстом.

Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

Например, Л. В. Артёмова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров:

1. Настольный театр игрушек.

Используются игрушки, поделки, устойчиво стоящие на столе и не создающие помех при передвижении.

2. Настольный театр картинок.

Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Настроение персонажа передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

3. Стенд-книжка.

Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций.

4. Фланелеграф.

Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки.

5. Теневой театр. Для него необходимы экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

11 слайд.

Условия для развития театрализованных игр:

С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него .

Воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности .

С этой целью применять разные виды театра, использовать элементы костюмов и атрибутов, которые вызывают у детей огромный интерес и желание поиграть в сказку.

Укреплению интереса способствует участие в оформлении спектакля, в творческой работе по изготовлению театральных игрушек, сочинению инсценировок и учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

Заботиться об оснащении театрализованных игр .

Следует приобретать театральные игрушки, мастерить игрушки-самоделки, создавать фонд костюмов, обновлять декорации, атрибуты. К этой работе подключать членов семей воспитанников.

Уделять серьёзное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр.

Подбор литературы с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. Таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей и содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.

12 слайд.

Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в объединении детей на основе общих интересов, совместной деятельности.

Различие их в том, что в сюжетно-ролевой игре отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.

Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется в замысле, решение которого требует предварительного обдумывания: что построить, материал, последовательность строительства.

В процессе строительных игр педагог учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий.

В строительных играх используются как строительные, так и природные материалы: глина, песок, снег, камни и т. д.

13 слайд.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Дидактические игры существуют не один век. Их первым создателем был народ, который подметил удивительную особенность маленьких детей – восприимчивость к обучению в игре. Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учётом возрастных психофизиологических особенностей ребенка.

Классикой русской народной педагогики стали такие дидактические игры, как «Сорока-белобока», «Гули-гули», «Ладушки», «Прыгунки», «Фанты», «Барыня», «Краски» и многие другие.

Виды дидактических игр:

1. Дидактические игры с предметами развивают мыслительные операции, совершенствуют речь, воспитывают произвольность поведения, память, внимание.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки.

В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например продавца и покупателя.

Игры-инсценировки помогают уточнить представления о разных бытовых ситуациях («Кукла Оля заболела», о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок», о нормах поведения («В гостях у куклы Маши»).

Для развития координации и зрительного контроля организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера.

Для малышей используются многочисленные варианты игр с прокатыванием шариков с горки, в воротца, игры с вкладышами, разборными яйцами, шарами, башенками.

Детям 4-6 лет предназначены игры с бирюльками, кеглями, настольным бильярдом.

Развитие координации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук – важные предпосылки для подготовки ребёнка к овладению письмом.

2. Настольно-печатные игры помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы: «Парные картинки», «Лото», «Домино», «Лабиринт», «Разрезные картинки», «Пазлы».

3. Словесные игры. Процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.

Дидактическая игра имеет свою структуру , включающую несколько компонентов.

Обучающая (дидактическая) задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные.

Для детей обучающая задача формулируется как игровая.

Игровые действия – это способы проявления активности ребёнка в игровых целях.

В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия в дидактической игре.

Детей 2-4 лет в дидактической игре увлекает процесс, а результат игры не интересует. Поэтому игровые действия просты и однотипны: разобрать и собрать пирамидку; отгадать по звукоподражанию, кто кричит (собачка, козочка, корова).

В 4-5 лет дети выполняют игровые действия поочередно (настольно-печатные игры «Лото», «Домино», «Лабиринт»).

В играх детей 5-7 лет преобладают игровые действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы и явления по тем или иным признакам и т. д.

Развивающий эффект дидактической игры прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребёнком. Если педагог, проводя дидактическую игру, действует сам, а дети только наблюдают, то её воспитательно-образовательная ценность пропадает.

Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры.

Обучающая задача, игровые действия и правила взаимосвязаны. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Подлинная игра основана на самостоятельности и самоорганизации детей.

14 слайд.

Подвижные игры являются разновидностью игр с правилами. Подвижной игрой является игра с правилами, во время которой наряду с другими воспитательными задачами в первую очередь выполняется задача развития движений. По сравнению с играми детей других возрастных ступеней характер игр на дошкольной ступени отличается тем, что здесь не обязательно определять победителя. После окончания игры оценивается, как проходила игра, как дети выполняли правила, относились друг к другу. И только в старших группах начинают постепенно вводить элементы соревнования, начинают сравнивать силы команд, отдельных игроков.

Под формой подвижных игр понимается способ её проведения, организации игры, взаимоотношения играющих, обязанности каждого в отдельности или команд. Выражением формы игры является правило.

В многообразии детских подвижных игр выделяют несколько основных типов:

Игры, основанные на ловкости, физической умелости;

Игры, основанные на удаче (где результат не зависит от физической подготовки или умственной компетенции играющих).

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших – перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой.

Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т. д.

В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребёнку радость и удовольствие уже самим своим процессом

Литературная игра как эффективное средство

обучения и воспитания школьников.

Аннотация. Тема данного материала – литературная игра и её роль в привитие интереса к чтению художественной литературы . Автор не только описывает особенности игровой технологии, используемой на уроках литературы, но и рассказывает, как она применяется на практике, какие даёт результаты, чем привлекательна для ученика и учителя.

Среди всего многообразия применяемых сегодня педагогических технологий я отдаю предпочтение игре. Сочинение литературных игр для учащихся - это моё самое любимое занятие. В моей учительской практике их уже составлено боле ста.

Почему литературная игра? Не секрет, что школьники мало читают, редко ходят в библиотеку, откровенно скучают на уроках литературы, скованно и зажато чувствуют себя при рассказе у доски, кругозор их оставляет желать лучшего, поведение вызывающее и агрессивное… Как разбудить это «сонное» царство, как разнообразить школьную жизнь, как внести «живинку» в урок, как пробудить интерес и любовь к чтению, как достучаться до сердца каждого ребёнка? Вопросы, вопросы, вопросы… Ответ один.

Применение игр в обучении обеспечивает высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, способствует подключению к процессу познания таких свойств психики, как воображение, память, эмоции, речь. Игры позволяют, кроме того, отрабатывать практические умения и навыки, что очень важно при обучении анализу художественного текста на уроке литературы. В процессе игры идёт активное «примеривание на себя» иной социальной роли, вхождение в чужую судьбу, при этом ребята «проживают» в воображении то, чего, может быть, не испытывают в жизни. Всё это является основой нравственного воспитания личности.

Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекает внимание учащихся всего класса.

Игра – это и важное средство развития личности, особенно в наш динамичный век, когда от человека требуется значительная поведенческая гибкость. Дело ещё и в том, что большинство методов, применяемых учителем, интеллектуализированы и имеют дело с рассказом, объяснением, запоминанием. Чувства обычно подавлены. Игра же стимулирует эмоции, побуждает ребят включать свои чувства, «поработать» ими и с ними.

Таким образом, игра – это мощное возбуждающее педагогическое средство, которое можно использовать в работе с детьми всех возрастов. Она особенно эффективна, когда учебная тема затрагивает чувства, когда необходимо привить интерес к изучаемому предмету, когда надо проверить без нажима и назидания знания всех учащихся… Опыт показывает, что введение даже элементов игры в обычную учебную деятельность учащихся повышает их заинтересованность, формирует положительные мотивы учения. Ребята берутся за работу с удовольствием и выполняют её всегда отлично.

Главная цель использования в работе педагога игры и игровых элементов - это повышение интереса учащихся к изучению литературы, включение в процесс познания эмоциональной сферы детей, сочетание рационального и эмоционального при овладении знаниями. А ещё увлечение ребят чтением, удивление их литературой, показ её безграничных возможностей… Удовольствие получают все: и дети, и учитель. Во-первых, игру интересно готовить, во-вторых, идеи и фантазии не знают границ, в-третьих, энтузиазм на высоте, в-четвёртых, происходит открытие самых разных талантов и способностей учащихся.

Методика проведения литературной игры достаточно проста. Чаще всего она проводится как завершающий этап при изучении произведения, где основная цель – подвести итог. Именно так проходил КВН по сказкам, или игра по произведениям устного народного творчества, когда дети уже познакомились со многими фольклорными жанрами, или вечер-концерт по теме «Русская народная песня». Здесь ребята применили и знания, полученные на уроке литературы, и свой жизненный опыт, и раскрыли свои таланты. Некоторые задания были даны на дом, поэтому много готовились после уроков, репетировали номера. А вот КВН по повести В. Катаева «Сын полка», «Что? Где? Когда?» по рассказу М. Шолохова «Судьба человека», «Брейн - ринг» по повести «Олеся» проводятся до изучения произведений в классе, когда ученики прочитали книгу дома самостоятельно. Главная цель здесь – заинтересовать произведением, обратить внимание на детали текста, показать важность и значительность каждого эпизода для раскрытия характера героя.

Хотя большинство игр проводится в среднем звене, но и старшеклассники не остаются в стороне. Когда чувствуется, что чтение того или иного текста пойдёт «туго», что у ребят нет интереса к этому автору, объявляется игра. Сразу меняется настрой на чтение, появляется желание, загораются глаза. Так было с повестью В. Астафьева «Ода русскому огороду», или со сборником «Миргород», или с драмой «Борис Годунов», или с романом А. Островского «Как закалялась сталь». Особенно тяжело «идут» в старшем звене зарубежные авторы. И здесь включаются в урок игровые моменты.

Одна из трудностей в работе учителя литературы - проведение уроков внеклассного чтения , поэтому играми занимаемся в основном на этих занятиях. Задолго до назначенного дня игры даётся задание прочитать указанную книгу и объявляется игра, принцип проведения которой или объясняется ребятам заранее, или на доске объявлений вывешиваются названия конкурсов, к некоторым начинают готовиться всей командой после уроков. Результаты проведённых игр часто превосходят все ожидания. Ученики и в тексте разобрались, и выводы из прочитанного сумели сделать, и себя показали, и других посмотрели. Но самое главное – никому не бывает скучно, все активно работают, все переживают. После таких мероприятий педагог смотрит как-то по-другому на каждого ученика, как бы сквозь призму игры…

Вот выступление одной девочки в роли Дуни Выриной, героини повести «Станционный смотритель», кстати, сочинённое самостоятельно и прочитанное на импровизированной могиле отца. До сих пор стоит в ушах её дрожащий голос и печальный облик. Так вжиться в образ, что слёзы стояли в глазах зрителей?! А ученица вроде бы так, средненькая, ничем никогда не выделялась среди одноклассников. Пожалуйста, игра «заставила» посмотреть на неё другими глазами.

А вот «Фестиваль искусств» по сборнику рассказов «Записки охотника». Весь класс нарядился в костюмы тургеневских персонажей, даже и не члены команды!.. Но какое огромное желание было у ребят просто поучаствовать в игре, поддержать товарищей своих одним видом…

А однажды бывшие выпускники изъявили желание сразиться в «Игровой мозаике» по повести Г. Троеппольского «Белый Бим Чёрное Ухо» с нынешними учениками. Вновь им захотелось проверить себя, почувствовать накал борьбы, испытать положительные эмоции. Для учителя это желание стало огромной радостью, а разговоры после игры ещё долго не утихали.

В памяти встают проведённые игры… Как всё-таки это здорово! Азарт! Напор! Смех! Слёзы! Горечь поражения! Радость победы! Удивления! Открытия! Восторг! И … желание читать, читать и ещё раз читать.

Да, начинают именно читать, а не «проходить» программные художественные тексты. Читают все и всё. Иногда признаются, что не очень интересно, не совсем понятно, но будущая игра, ожидание её, подготовка к ней как бы подстёгивают ребят. Они почувствовали безграничность своих возможностей, стали вести себя раскованно и непринуждённо в незнакомой обстановке, поверили в себя, научились быстро ориентироваться в тексте, внимательно читать, СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ рядом стоящего человека, появилось желание творить.

А какие поделки, рисунки, плакаты, книжки-малышки, костюмы готовят школьники! У педагога снова радость, рождается чувство гордости: сельские дети так талантливы, так способны, так активны, так умны и внимательны, так добры и чувствительны…

К литературной игре потихоньку начинают подключаться и родители, некоторые из которых раньше сетовали на то, что дети не читают, что ребёнка не заставишь сесть за книгу. Они всегда приглашаются на все литературные игры. Сначала приходили в качестве зрителей, а потом и сами стали участниками игр «Что? Где? Когда?» по поэме А. Твардовского «Василий Тёркин», «Звёздный час» по повести А. Гайдара «Судьба барабанщика»… Позже мамы и папы, бабушки и дедушки признавались, что кое-кто из них за последние годы первый раз взял книгу в руки, что пришлось даже вести конспект произведения в ходе чтения, чтобы не пропустить детали и не упасть в грязь лицом перед собственным ребёнком. А какое счастье светилось в глазах взрослых, когда они видели, как находчивы, доброжелательны, смекалисты их дети в игре. Родители ещё испытывали удовольствие от того, что выигрывали у своих собственных детей. Ведь как тогда рос их авторитет в глазах ребят!

Таким образом, применение литературной игры в педагогической даёт очень хорошие результаты. Они налицо: во-первых, появляется интерес к чтению и к литературе, причём, учащиеся читают книгу не поверхностно, а очень внимательно и сосредоточенно, боясь пропустить детали, которые затем окажутся важными при анализе текста; во-вторых, материал по теме обобщается не скучно и сухо, а непринуждённо и с большим желанием и охотой; в-третьих, развиваются разные виды речевой деятельности, в том числе выразительное чтение любого текста; в-четвёртых, раскрываются способности детей, все видят, как может быть талантлив и сообразителен их одноклассник; в-пятых, формируется чувство коллективизма , ответственности за порученное дело, чувство долга, человеколюбие. Поэтому именно литературная игра как составная часть игровой технологии является эффективным средством обучения и воспитания школьников.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта