Главная » Шахматы » Дидактическая игры для детей 5 7. Картотека дидактических игр " подготовительная группа"

Дидактическая игры для детей 5 7. Картотека дидактических игр " подготовительная группа"

МБДОУ Бакалинский детский сад «Радуга»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Выполнила: воспитатель старшей группы

Алчинова С.Н.

2018 год

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.

Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка, и поэтому рассматривается педагогической наукой как одно из главных средств воспитания. В практике детского сада широко используются игры: дидактические, ролевые, строительные, игры с песком, подвижные.

Игра занимает существенное место в жизни ребенка дошкольного возраста, оказывает значительное влияние на его развитие и выступает основным видом деятельности.

Во всем многообразии игры ребенка возможно выделить два принципиально отличающихся друг от друга вида – сюжетную игру и игру с правилами. Оба вида игр обладают своим специфическим развивающим значением, и важнейшей задачей практического педагога и родителей является создание условий, способствующих их развитию. Особенность игр с правилами заключается в том, что они аккумулируют все другие типы игр, становятся доминирующей игровой формой в старшем дошкольном возрасте. В этих играх ребенок как бы обыгрывает роль взрослого человека с постепенным усложнением условий игры. Игры с правилами возникают из ролевых игр с воображаемой ситуацией, их содержанием является правило и задача. Мотив этих игр содержится в самом процессе игры, но уже опосредован конкретной задачей.

Игры с правилами подразделяют на дидактические и подвижные. Дидактические игры – это обучающие игры. Цель этих игр – формирование познавательной активности ребенка посредством решения дидактических задач. Каждая дидактическая игра имеет задачу, игровые действия и игровые правила. Дидактические игры являются и методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. В зависимости от используемого материала выделяют игры с предметами (игрушками, природными материалами и другие), настольно-печатные и словесные.

Вашему вниманию я представляю многофункциональное развивающее пособие «Разноцветная семейка».

Дидактические задачи этого пособия:

  1. Развивать мелкую моторику
  2. Развивать сенсорное восприятие.
  3. Развивать пространственную ориентировку.
  4. Способствовать развитию качественного счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
  5. Развивать навыки слогового анализа.
  6. Развивать навыки звукового анализа.
  7. Обогащать словарный запас.
  8. Способствовать совершенствованию лексико-грамматических конструкций (согласование прилагательных с существительными, согласование числительных с существительными).
  9. Развивать связную речь.

Варианты игр

«СОБЕРИ ГУСЕНИЦУ»

Цель: развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, умение различать и называть цвета.

  • Собери гусеницу какого-либо цвета, соединяя брюшки. Гусеницу какого цвета ты собрал?

«ДЛИННАЯ И КОРОТКАЯ»

Цель: закреплять представления о длине и цвете, пополнять словарный запас («самая длинная», «самая короткая»).

  • Найди и покажи самую длинную (короткую) гусеницу. Какого она цвета?

«А НУ-КА, ПОСЧИТАЙ»

Цель: закреплять навык количественного счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

  • Возьми всех гусениц и разложи их по порядку от самой короткой до самой длинной. Посчитай, сколько всего гусениц. Попробуй посчитать в обратном направлении.

«ПОСМОТРИ И ЗАПОМНИ»

  • Выложи перед собой пять гусениц слева направо. Внимательно посмотри на них одну минуту. Закрой глаза. Попробуй назвать по порядку, гусеницы каких цветов лежат на столе. Открой глаза и проверь.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

Цель: закреплять навык порядкового счета, развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.

  • Выложи перед собой пять гусениц слева направо. Посмотри внимательно на них одну минуту. Закрой глаза. Открой глаза и посмотри, что изменилось. Гусеницы какого цвета не стало? Гусеница какого цвета появилась?

«СОБИРАЙ И НАЗЫВАЙ»

Цель: развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие, память, мышление, речь, умение различать цвета.

  • Положи перед собой красную, желтую, синюю, розовую и зеленую гусениц. Какие гусеницы лежат слева от розовой гусеницы, а какие-справа? Гусеница какого цвета лежит между желтой гусеницей и розовой? (И т. п.)

«СЛЫШУ - СОБИРАЮ»

Цель: развивать фонематический слух, мелкую моторику.

  • Собирай гусеницу из брюшек, когда услышишь звук: один звук – одно брюшко. Собираем красную гусеницу, если заданный звук гласный; зеленую гусеницу – если звук мягкий согласный; синюю гусеницу – если звук твердый согласный

«КАРТИНКИ ДЛЯ ГУСЕНИЦ»

Цель: побуждать дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.

  • Собери синюю и зеленую гусениц. Раздай им картинки.

«РАЗ, ДВА, ТРИ, МЕСТО ЗВУКА НАЗОВИ»

Цель: побуждать определять место звука в слове (начало, середина, конец).

  • Ребенок берет картинку, определяет место звука в слове.
  • Взрослый предлагает три схемы из брюшек гусениц. Ребенок раскладывает картинки под схемами в соответствии с местоположением данного звука.

«СОСТАВЬ СХЕМУ»

Цель: закреплять навыки звукового анализа, умение различать согласные звуки по глухости и звонкости, твердости и мягкости, развивать мелкую моторику.

  • Составь звуковую схему слова. Определить согласные, глухие или звонкие, подобрать нужные брюшки. Посчитать, сколько звуков в слове.

«РАЗ, ДВА, ТРИ – СЛОВА НА СЛОГИ ПОДЕЛИ»

Цель: развивать мелкую моторику, слоговой анализ, умение определять ударный слог.

  • Дети делят слова на слоги и собирают схемы из брюшек. При знакомстве детей с ударением дополнительно используем желтую гусеницу, ее брюшки со знаком ударения – ударные слоги.

«ПОСЧИТАЙ»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.

  • Посчитай гусениц. Посчитай брюшки гусениц.

«КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?»

Цель: упражнять в согласовании прилагательных с существительными.

  • Гусеница какая? Голова какая? Брюшко какое?

«А НУ – КА РАССКАЖИ»

Цель: развивать связную речь, фантазию, творческое воображение.

  • Возьми гусеницу, которая нравится тебе больше всех. Дай ей имя и расскажи о ней.

В методике развития речи широко представлены известные и проверенные годами на практике игровые упражнения. Я предлагаю использовать в качестве игровых приемов ребусы.

« Ребус- загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков» (С.И. Ожегов). Ребусы – одна из самых популярных и интересных головоломок. Благодаря им можно научиться нестандартно видеть и решать задачи. Ребусы называют гимнастикой ума. В отличие от простой загадки, основанной на словесном описании, ребус не только расширяет словарный запас, но и развивает логическое, образное мышление, тренирует зрительную память, внимание и правописание.


Дидактическая игра «Ч исловое лото»

Цель: уточнение и обобщение представлений о количестве и ; закрепление умения сравнивать группы разнородных предметов по двум признакам.

Материал: три большие карты, разделённые на 6 клеток. В каждой клетке изображены по-разному расположенные матрёшки от 1 до 6. Набор из 18 карточек с числовыми фигурами. Количество и расположение кружков в числовых фигурах соответствует количеству и расположению матрёшек.

Водящий показывает карточку с числовой фигурой и спрашивает: «У кого столько же матрёшек и расположены они, как кружки?» Игрок, которому подходит эта карточка, должен ответить, сколько у него матрёшек, и только после этого получает карточку. Выигрывает тот, кто первым закроет всех матрёшек карточками с числовыми фигурами.

Дидактическая игра «З агадки »

Цель: уточнение, обобщение представлений о цвете, величине, ; закрепление умения сравнивать форму предмета с эталоном; .

Материал: три большие карты, разделённые на 8 клеток. На первой карте изображены большой и маленький оранжевые круглые апельсины, большой и маленький фиолетовые круглые шарики, большой и маленький красные прямоугольные флажки, большой и маленький жёлтые треугольные воздушные змеи. На второй - большой и маленький зелёные овальные огурцы, большой и маленький жёлтые овальные лимоны, большой и маленький синие треугольные флажки, большой и маленький фиолетовые ромбовидные фонарики. На третьей - большой и маленький коричневые квадратные дома, большая и маленькая голубая прямоугольная книга, большое и маленькое чёрные круглые колёса, большой и маленький чёрные треугольные зонтики.

Набор из 24 карточек с геометрическими фигурами разной величины и цвета: большой и маленький оранжевые, фиолетовые, чёрные круги; большой и маленький красные, голубые прямо-угольники; большой и маленький жёлтые, зелёные овалы; большой и маленький синие, чёрные треугольники; большой и маленький коричневые квадраты; большой и маленький фиолетовые ромбы. Величина фигур и соответствующих им предметов одинакова.

Водящий показывает карточку с геометрической фигурой и спрашивает: «Угадайте, что это?» Игрок должен найти соответствующий предмет на большой карте и объяснить, почему он похож на эту геометрическую фигуру. После этого водящий отдаёт ему маленькую карточку.

В повторных циклах игры дети могут меняться большими картами.

Дидактическая игра «О вощи и фрукты»

Цель: закрепление представлений о цвете и величине предметов, умения ориентироваться в трёх признаках объекта одновременно и называть их.

Материал: набор из 30 плашек домино (8х4 см), разделённых линией на две части. На плашках нарисованы овощи и фрукты разного цвета и величины (большие и маленькие). Среди 30 плашек 7 плашек-дублей.

Комбинации изображений на плашках могут быть такими: 1 - пусто - большое красное яблоко, 2 - большое красное яблоко - маленький жёлтый помидор, 3 - маленький жёлтый помидор - большой зелёный перец, 4 - большой зелёный перец - маленькое жёлтое яблоко, 5 - маленькое жёлтое яблоко - большой розовый помидор, 6 - большой розовый помидор - маленькая зелёная груша, 7 - маленькая зелёная груша - большой красный перец, 8 - большой красный перец - маленькое зелёное яблоко, 9 - маленькое зелёное яблоко - большой жёлтый помидор, 10 - большой жёлтый помидор - маленький красный перец, 11 - маленький красный перец - большая зелёная груша, 12 - большая зелёная груша - маленький розовый помидор, 13 - маленький розовый помидор - большое жёлтое яблоко, 14 - большое жёлтое яблоко - маленький зелёный перец, 15 - маленький зелёный перец - большой красный помидор, 16 - большой красный помидор - маленькая жёлтая груша, 17 - маленькая жёлтая груша - большое зелёное яблоко, 18 - большое зелёное яблоко - маленький красный помидор, 19 - маленький красный помидор - большой жёлтый перец, 20 - большой жёлтый перец - маленькое красное яблоко, 21 - маленькое красное яблоко - большая жёлтая груша, 22 - большая жёлтая груша - маленький жёлтый перец, 23 - маленький жёлтый перец - большое красное яблоко.

Дубли: 1 - два маленьких жёлтых помидора, 2 - две маленькие зелёные груши, 3 - два больших жёлтых помидора, 4 - две большие зелёные груши, 5 - два маленьких зелёных перца, 6 - два больших зелёных яблока, 7 - два маленьких красных яблока.

Водящий раздаёт каждому игроку и себе по 5 плашек, остальные кладёт в запас лицевой стороной вниз. Затем начинает игру с любой плашки. Игроки поочерёдно выкладывают по одной плашке к любому концу дорожки, подбирая идентичное изображение. В случае отсутствия нужной плашки ребёнок берёт её из запаса. Если эта плашка не подходит, игрок пропускает ход. Выкладывая плашку, ребёнок должен назвать овощ или фрукт, его цвет и величину. Если игрок неправильно подобрал плашку или назвал цвет и величину предмета, он лишается хода. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои плашки в дорожку.

Дидактическая игра «Н айди детёнышей» (автор Т.В. Христовская)

Цель: обобщение представлений о животных и их детёнышах; развитие грамматического строя речи, пространственных ориентировок.

Материал: набор из 15 больших карт (20х20 см) и 60 маленьких карточек (5х5 см). На больших картах в центре изображены взрослые животные (смотрят вправо): кошка, собака, коза, овца, свинья, курица, индюшка, корова, лошадь, гусыня, утка, зайчиха, медведица, волчица, ежиха. На маленьких карточках нарисованы их детёныши (по 4 к каждому животному, при этом 2 детёныша смотрят вправо, 2 - влево). Фон у всех карточек зелёный («трава»).

Водящий раздаёт детям и себе большие карты, маленькие оставляет у себя, спрашивает, какие животные нарисованы, говорит, что нужно найти детёнышей этих животных и расположить их рядом с мамой. Варианты игровых заданий:

а) сверху; б) снизу; в) слева; г) справа;

д) два сверху от мамы и два снизу; е) так, чтобы два смотрели на маму и два в сторону.

Ребёнок должен сказать, чей это детёныш. После этого водящий отдаёт ему карточку. Выигрывает тот, кто первым соберёт всех детёнышей своего животного и расположит их в соответствии с заданием.

Дидактическая игра «О ткуда что берётся»

Цель дидактической игры: уточнение и обобщение представлений о взаимосвязи явлений природы, труде человека; развитие связной речи, предпосылок логического мышления.

Материал: набор из 30 плашек домино (8х4 см), разделённых жирной цветной линией на две части, в каждой из которых нарисована картинка. Среди 30 плашек 5 плашек-дублей с одинаковыми картинками в обеих частях.

Изображения на плашках могут быть такими: 1 - пусто - яйцо, 2 - цыплёнок - гусеница, 3 - бабочка - бутон, 4 - цветок - бревно, 5 - табуретка - почка, 6 - лист - вишни, 7 - варенье - рулон ткани, 8 - платье - зелёный помидор, 9 - красный помидор - головастик, 10 - лягушка - фасоль, 11 - стручок - кирпичи, 12 - дом - семечко, 13 - подсолнух - утёнок, 14 - утка - туча, 15 - дождь - саженец, 16 - дерево - малёк, 17 - рыба - жёлтый одуванчик, 18 - пушистый одуванчик - клубок ниток, 19 - носок - росток, 20 - растение - колос, 21 - хлеб - цыплёнок, 22 - курица - жёлудь, 23 - дуб - корова, 24 - молоко - ёлка, 25 - шишка - пусто. Дубли: 1 - два листа, 2 - две лягушки, 3 - две утки, 4 - два носка, 5 - две шишки.

Водящий раздаёт каждому игроку и себе по 5 плашек, остальные откладывает в запас лицевой стороной вниз. Начинает игру с плашки «пусто - яйцо». Затем дети поочерёдно продолжают игру по часовой стрелке, подбирая нужные плашки и выкладывая из них дорожку.

Правильно подобрав плашку, игрок должен назвать изображение и объяснить, почему оно подходит, например: «Из ниток вяжут носок (носки)» или «Из почки распускается лист (листья)» и т.п. Игрок может выкладывать свою плашку только после того, как назовёт предмет и расскажет, откуда что берётся. Если у ребёнка нет подходящей плашки, он берёт одну из запаса. Если и она не подходит, игрок пропускает ход. Выигрывает тот, кто правильно выложит все свои плашки в дорожку.

Последовательность плашек в дорожке может быть любой, важно соблюсти соответствие двух картинок, находящихся рядом.

Дидактические игры для детей 5-6 лет имеют свои отличия, связанные с возрастными особенностями ребенка этого возраста.

Детям в возрасте пяти лет свойственна любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному. Детям очень нравится самим отгадывать загадки, находить правильное решение задачи. Расширяется объем знаний, меняется и характер умственной деятельности. Возникают новые формы мышления, анализ становится все более детальным, а синтез все более обощенным и точным. Дети шестого года жизни уже понимают связь между окружающими предметами и явлениями, причины явлений и их особенности.

Отбирая дидактические игры для детей 5-6 лет надо обращать внимание на степень трудности игровых правил и действий, чтобы при их выполнении ребенок проявлял усилия ума и воли.

В играх детей важное место занимает соревнование. Предоставьте ребенку большую свободу в выборе игры и в творческом решении ее задач.

Роль взрослого в играх для детей 5-6 лет в основном сводится к объяснению правил игры. В этом возрасте дети уже могут действовать самостоятельно, без участия взрослого, это относится в основном к настольно-печатным играм.

Очень важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребенка необходимые знания, представления. В конце игры обязательно надо хвалить детей, делать акцент на позитивных моментах, поощрять успехи.

Не ошибись!

Дидактическая задача . Упражнять детей в различении предметов по материалу; закреплять знания о таких свойствах предметов, как твердый, мягкий, шероховатый, плотный, гладкий, блестящий, матовый.

Игровые правила. Собирать в корзинку предметы одинакового качества, рассказывать о свойствах предметов.

Игровые действия . Поиск предметов ведут звенья, они соревнуются: кто больше найдет одинаковых по материалу предметов, тот и выигрывает. Поиск начинается и заканчивается по сигналу ведущего.

Ход игры. Игра начинается с краткой беседы взрослого с детьми о предметах, которые окружают их в комнате.

Взрослый в процессе беседы уточняет знания детей о том, что предметов в комнате много и все они сделаны из какого-либо материала.

А теперь посмотрите на эту игрушку! (Показывает матрешку.) Как вы думаете, из чего она сделана? (Дети отвечают.) Да, она сделана из дерева. А вот этот предмет из чего сделан? (Показывает ножницы. Дети отвечают.) Этот предмет, вы правильно сказали, сделан из металла.

Подойди, Лена, к столу, возьми в руки матрешку и ножницы и скажи, что холоднее: ножницы или матрешка. Правильно Лена сказала, что ножницы холоднее. Металл холодный, а дерево теплее.

А теперь скажите, из чего сделан этот шарик? (Показывает пластмассовый шарик. Дети отвечают.) Да, он сделан из пластмассы. Посмотрите, как он подпрыгивает! Как можно сказать об этом свойстве пластмассы? (Она упругая. Шарик прыгает.) А вот этот пузырек из чего сделан? Правильно, он сделан из стекла. Что можно сказать о свойстве стекла?

Взрослый подводит детей к ответу: оно хрупкое, легко бьется. Поэтому с предметами, сделанными из стекла, надо быть всегда очень осторожными.

Сейчас, ребята, мы поиграем в игру "Не ошибись!". У нас будет четыре звена. Выберем считалочкой звеньевых. Каждому звеньевому дадим по корзинке: вот на этой корзинке наклеен шарик. (Показывает корзинку с шариком.) Сюда надо будет найти и положить все предметы, сделанные... Из чего они сделаны?

Из пластмассы, - отвечают дети.

А на этой корзинке наклеена картинка с ножницами. Сюда будем собирать все предметы...

Металлические.

А в эту корзинку (на ней наклеена матрешка) - будем складывать предметы...

Деревянные.

В эту корзинку положим все предметы...

Стеклянные.

Начинать поиск и заканчивать только по сигналу: удар в бубен. Кто больше соберет предметов, тот и выигрывает.

Считалкой выбирают четырех звеньевых. Они берут корзинки и вместе с членами своего звена (их должно быть поровну) после звука бубна идут собирать предметы. После второго удара бубна все подходят к взрослому, поочереди выкладывают предметы, пересчитывают их, проверяют, не было ли допущено ошибки, рассказывают о свойствах предметов.

В конце объявляется звено-победитель. Победителей приветствуют аплодисментами.

Игру можно варьировать, используя предметы, сделанные из других материалов: картона, ткани, резины и др.

Кто подойдет, пусть возьмет!

Дидактическая задача. Учить детей рассказывать о предмете, выделяя его наиболее характерные признаки: форму, цвет,качество и его назначение; по описанию находить предмет в комнате или на улице, узнавать орудия труда, машины, кем они используются в работе; развивать внимание, мышление, память и речь.

Игровые правила.
По описанию предмета находить его в комнате или на участке, правильно называть. Кто ошибается и приносит не тот предмет, о котором рассказывалось, тот платит фант, который в конце игры выкупается.

Игровые действия. Загадывание, отгадывание, поиск предметов.

Ход игры. Взрослый напоминает детям, что недавно у них была беседа о том, что людям в их работе помогают разные предметы, инструменты, машины. Говорит:

Сегодня мы поиграем в такую игру: у нас в комнате есть много инструментов, машин (игрушечных). Вы выберете какую-либо одну из них и расскажете так, чтобы мы узнали, о каком инструменте или машине вы рассказываете. Но называть предмет нельзя. Мы сами должны догадаться. Кто первым догадается, тот найдет этот предмет и принесет сюда на стол.

Я загадал предмет, который нужен портному. Он металлический. Можно загадать и загадку: "Два конца, два кольца, а посередине гвоздик".

Это ножницы, - говорит один ребенок.

Молодец, пойди, принеси и положи на стол.

Отгадайте, что это такое, - продолжает игру следующий участник. - Машина, колеса как у танка. Все умеет делать: и пашет, и сеет, и грузы возит.

Отгадавший ("Это трактор!") подходит первым и среди игрушек находит трактор и тоже ставит его на стол.

Игра продолжается, пока много разных орудий труда и машин окажется на столе. Заканчивается игра отгадыванием фантов тех, кто ошибся и принес не тот предмет.

Похож - не похож.

Дидактическая задача.
Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

Игровые правила . Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

Игровые действия
. Поиск похожих предметов.

Ход игры. Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их в комнате.

Взрослый напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и не совсем похожих.

Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут быть похожими по форме, цвету, величине, материалу. Послушайте правила игры. Нужно пройти по комнате, выбрать два похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти два предмета, в чем их сходство.

Чаще всего дети находят похожие предметы по цвету, по величине. Скрытое качество им трудно обнаружить.Эта игра помогает ребятам решить задачу. Например, взяв чайную ложку и самосвал, ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи, потому что сделаны из металла. Вначале такое объединение предметов вызывает у детей смех.

Чем похожи ложка и самосвал? - недоумевают дети и смеются. - Конечно, они не похожи.

Но тот ребенок, который назвал их похожими, доказывает правильность своего выбора.

Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия.

Знаешь ли ты?

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о видах спорта, пробуждать желание заниматься им; воспитывать интерес к спортсменам, гордость за их победы.

Игровые правила . Подбирая нужные для данного вида спорта предметы, правильно называть вид спорта и предметы.

Игровые действия. Подбирать картинки с изображением разных видов спорта.

Ход игры . Взрослый рассматривает с детьми большие картинки, на которых изображены спортивные сюжеты: игры в футбол, хоккей, волейбол, художественная гимнастика, гребля и др.; беседует с детьми, уточняя их знания. Раздав детям картинки, взрослый предлагает им подобрать нужные предметы для каждого спортсмена. Он обращает внимание детей на предметы, которые лежат на ковре: обруч, ленту, футбольный мяч, клюшку, шайбу, воланчик, ракетку, лодочку, весла и др. Дети называют их.

А теперь послушайте правила игры. По сигналу (свисток) вы найдете и положите к картинке, где нарисован один вид спорта, те предметы, которые нужны этим спортсменам. Будьте внимательны!

Дает сигнал. После того, как все предметы положены к соответствующим картинкам, дети проверяют, нет ли ошибки.

В игре закрепляются знания о видах спорта, о спортивном инвентаре, а также воспитывается интерес к спорту. Игру можно закончить беседой о спортсменах - чемпионах соревнований, рассматриванием картин, фотографий на спортивные темы.

Затем взрослый предлагает предметы, которые использовались в игре, взять с собой на прогулку и поиграть в спортивные игры самостоятельно.

Вершки и корешки.

Дидактическая задача. Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.

Игровые правила. Искать свой вершок или корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Игровые действия. Поиск пары; составление целого растения.

Ход игры. Вариант 1. После уборки урожая на своем огороде взрослый собирает детей, показывая им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни - корешки, у других плоды - вершки, а у некоторых растений съедобны и вершки и корешки. Взрослый объясняет правила игры:

Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется "Вершки и корешки". У нас на столе лежат вершки и корешки растений - овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая - корешки. (Дети далятся на две группы.)

Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй - по корешку. Все взяли? А теперь по сигналу (хлопку в ладоши) вы все разбежитесь по участку и побегаете врассыпную. Когда услышите сигнал "Раз, два, три - свою пару найди!", быстро найдите себе пару: к своему вершку - корешок.

Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок). Нельзя все время становиться в пару с одним и тем же игроком.

Вариант 2. Вершки (или корешки) стоят на месте .

По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Взрослый дает сигнал:"Корешки, найдите свои вершки!". Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Правильность выполнения задания могут проверить только "волшебные ворота" (взрослый и кто-нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угасал, можно предложить поменяться вершками и корешками.

Словесные (речевые) игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, способствуют умению изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Речевые игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Словесные (речевые) игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, способствуют умению изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Речевые игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

Для детей 5-7 лет

Да-нет

Дидактическая задача : учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения

Игровые правила: на вопросы водящего можно отвечать только ДА или НЕТ

Игровые действия: угадывание предмета посредством вопросов, даваемых в логической последовательности

Ход игры: Воспитатель объясняет правила. Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет в нашей комнате мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Сначала водящим буду я. Когда я выйду из комнаты, Вова скажет вам, какой предмет он предлагает загадать. Потом вы позовете меня.

Воспитатель выходит, затем заходит в комнату и спрашивает:

Этот предмет на полу?

Нет

На потолке?

Да

Стеклянный? Похож на грушу?

Да

Лампочка?

Да

Взяв на себя роль первого водящего, воспитатель учит детей логично ставить вопросы. Он разъясняет:

Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узнала, ГДЕ находится предмет. Потом узнала, КАКОЙ он. Постарайтесь и вы так же спрашивать.

Эта игра учит детей мыслить логично: если предмет не на полу, значит он может быть на стене или на потолке. Дети не сразу делают правильные выводы. Бывает так: узнав, что предмет не на полу, ребенок продолжает спрашивать: «Стол?» Воспитатель в таких случаях помогает ребенку прийти к правильному умозаключению: «Ира, мы тебе ответили, что предмет не на полу. А где находится стол?» - «На полу» - «Нужно было его называть?» - «Нет».

Отвечай быстро

Дидактическая задача : закреплять умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, приучать их быстро думать и отвечать

Игровые правила: подбирать только те слова, которые можно назвать одним обобщающим словом, бросать мяч обратно можно только после того, как сказал нужное слово

Игровые действия: бросание и ловля мяча

Ход игры: Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:

Сейчас я назову цвет и брошу мяч кому-то из вас. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и бросает следующему.

Зеленый –лист- голубой- небо – желтый…

Один и тот же цвет можно повторять.

Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета.

Деревянный – стол – каменный – дом – стальной…

Закончи предложение

Дидактическая задача : учить детей понимать причинные связи между явлениями, упражнять их в правильном подборе слов

Игровые правила: предложение заканчивает тот, на кого укажет стрелка

Игровые действия: вращение стрелки

Ход игры: Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, чтобы…» - и предлагает детям закончить его

«Мы зажгли свет, потому что…»

«Мы полили цветы, чтобы…»

Цепочка слов

Дидактическая задача : отрабатывать с детьми навык подбора прилагательных (признака) к предмету и наоборот: предмет к признаку; обогащение словарного запаса

Игровые правила: мяч передается по кругу, по команде воспитателя происходит смена цепочки с признака на предмет или наоборот

Игровые действия: вращение стрелки

Ход игры: Воспитатель начинает: «Осень какая?» - передает мяч по кругу следующему, тот называет признак осени: «золотая» - передает – «ранняя» - передает - «холодная». Воспитатель: «Что еще бывает холодным?» - передает мяч – зима – передает – рука – мороженое. Воспитатель: «Каким бывает мороженое» - белым – вкусным – сливочным….

Лавата

Дидактическая задача : упражнять детей в употреблении противительных предлогов, строить с ними предложения, развивать интонационную выразительность

Игровые правила: хоровод

Игровые действия: слаженное передвижение в хороводе

Ход игры: Дети образуют круг. Не держась за руки, дети двигаются приставным шагом и произносят:

Дружно мы танцуем –

Тра-та-та, тра-та-та,

Танец наш любимый –

Это лавата.

Ведущий говорит: «Мои пальчики хороши, а у соседа лучше». Дети повторяют, затем берут друг друга за мизинцы и повторяют слова, совершая движения приставным шагом. Затем водящий дает другие задания:

Мои плечи хороши, а у соседа лучше

Мои уши хороши, а у соседа лучше

Мои глазки хороши, а у соседа лучше

Мои щеки хороши, а у соседа лучше

Мои коленки хороши, а у соседа лучше

Назови три предмета

Дидактическая задача : упражнять детей в классификации предметов

Игровые правила: называть три предмета одним общим словом. Кто ошибается – платит фант.

Игровые действия: разыгрывание фантов, бросание и ловля мяча

Ход игры: Воспитатель: Ребята, я называю одно слово, а вы мне в ответ три. Например: мебель – стол, стул, табуретка

Вершки и корешки

Дидактическая задача : упражнять детей в классификации овощей по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле

Игровые правила: отвечать можно только двумя словами: вершки или корешки

Игровые действия: разыгрывание фантов

Ход игры: Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле - вершками». Воспитатель называет овощ, а дети быстро отвечают. Воспитатель предупреждает, что в некоторых овощах могут быть съедобны и корень и плоды на стебле, например, у лука.

Летает – не летает

Дидактическая задача : развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку

Игровые правила: поднимать руки можно только в том случае, если будет назван летающий предмет

Игровые действия: похлопывание по коленям, поднимание руки

Ход игры: Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Воспитатель объясняет правила игры: Я буду называть предметы и спрашивать: «Летает?» Если он летает – вы поднимаете руки, если не летает – руки не поднимаете. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду хитрить и поднимать руки даже тогда, когда назову летающий предмет.

Краски

Дидактическая задача : развивать у детей слуховое внимание, быстроту мышления

Игровые правила: краски выбирают себе по желанию сами участники, нельзя выбирать одинаковые.

Игровые действия: диалог продавца и монаха-покупателя, прыжки на одной ножке

Ход игры: Выбирается продавец и монах, дети выбирают себе цвет, говорят об этом продавцу. Приходит монах:

Тук-тук-тук

Кто там?

Я – монах в синих штанах в красной рубашке, в зеленой фуражке

Зачем пришел?

За красками

Какую тебе?

Синюю

Если такой краски нет, продавец говорит:

Нет такой

А все краски хлопают в ладоши и приговаривают:

Пойди по синенькой дорожке,

Найдешь синие сапожки

Поноси, поноси,

И нам принеси!

Монах уходит в сторону, затем возвращается и ведет прежний диалог с продавцом.

Когда монах просит имеющуюся краску, та начинает от него убегать. Он догоняет. Не догнал – снова будет монахом, догнал – монахом становится эта краска.

Наоборот

Дидактическая задача : развивать у детей сообразительность, быстроту мышления

Игровые правила: называть слова, только противоположные по смыслу

Игровые действия: бросание и ловля мяча

Ход игры: Дети и воспитатель садятся на стульчики в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-то из детей мяч. Ребенок должен поймать мяч, сказать слово, противоположное по смыслу, и снова отбросить мяч воспитателю.

Дополни предложение

Дидактическая задача : развивать у детей речевую активность, быстроту мышления

Игровые правила: нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять можно только одно слово.

Игровые действия: бросание и ловля мяча

Ход игры: Воспитатель начинает фразу, бросает мяч ребенку, тот, добавив одно слово, заканчивают ее.


Дидактические игры для детей 5-6 лет в логопедической работе

«Для ребят дошкольного возраста
игры имеют исключительное значение:
игра для них – учеба, игра для них – труд,
игра для них – серьезная форма воспитания»
Н. К. Крупская

Неоценима роль и значение дидактических игр для развития словаря детей . Дидактическая игра является одним из эффективных средств развития словаря детей младшего дошкольного возраста, так как выполняет функцию средства обучения, служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала, наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое, и нравственное развитие дошкольников.
Дидактическая игра создает благоприятные условия для активизации речевой и познавательной деятельности . Познавательная деятельность проходит в игровом контексте, и является своеобразным катализатором многих психических процессов, связанных с познанием различных предметов в дошкольном возрасте.


Дидактическая игра создает благоприятные условия для активизации речевой и познавательной деятельности. Познавательная деятельность проходит в игровом контексте, и является своеобразным катализатором многих психических процессов, связанных с познанием различных предметов в дошкольном возрасте.
Игра помогает решать многие психологические проблемы, возникающие между детьми и родителями. Она снимает напряжение, тревогу, страх перед окружающими, закомплексованность, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности, а также способствует развитию логического мышления и умения выражать свои мысли в слове.
Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни
“Найди первый звук”
Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.
Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака.
Взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука “с” (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука “с”, то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа.
Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет.
- Машина не поедет, потому что в слове гусь звук “сь”, а не “с”.
- Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.
“Громко - шепотом”
Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.
Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: “Са-са-са прилетела к нам оса”. Затем эта рифмовка повторяется громко - тихо - шепотом (вместе со взрослым и индивидуально);
Су-су-су кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).
Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са... (там летит оса), су-су-су... (я боюсь осу).
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения), который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.
“Как говорит Таня?”
Цель: различать разные интонации и пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.
Взрослый берет куклу и начинает рассказывать: “Это Таня. Идет она с прогулки домой и слышит: кто-то жалобно мяукает, вот так -- мяу-мяу (жалобная интонация). Как мяукал котенок? (Ребенок повторяет.) Взяла Таня котенка на руки, принесла домой, налила ему в блюдце молока. Котенок радостно замяукал, вот так: “мяу-мяу” (радостная интонация). Тут прибежала собачка и стала громко лаять на котенка. Рассердился котенок и стал мяукать сердито, вот так: “мяу-мяу” (сердитая интонация). Но Таня быстро их помирила. Котенок и щенок стали весело... мяукать и лаять. Ребенок рассказывает всю историю самостоятельно (взрослый в случае необходимости помогает отдельным словом или предложением), передавая все интонации по содержанию текста.
В словарной работе внимание уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря.
Продолжается работа по активизации словаря детей названиями предметов, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы). Уточняются обобщенные понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда). Дети могут назвать действия, связанные с движением игрушек, животных, подобрать определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).
“Кто больше слов скажет”
Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
Взрослый показывает ребенку картинку например, белочку и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.
Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок с длинным хвостом, любопытный.
“Кто заблудился?”
Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.
- Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)
- Закончите предложения. Если зайчик потерялся... (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы... (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).
Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; подбирают не только действия к предмету (лейка, утюг, молоток… нужны для того, чтобы...), но и предметы к тому или иному действию (поливать можно... цветы, грядки на огороде; гладить можно... платье, брюки... одежду).
Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения (игры “Какое что бывает?”, “Что умеет делать... ветер, вьюга, солнце?”). Одновременно можно развивать у детей понимание многозначного слова, ориентировку в сочетаемости разных слов (“идет” можно сказать про человека, автобус, поезд, часы, мультфильм).
Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Например: дети, ребята, мальчики и девочки; сладкий-горький, старый-новый.
“Какие бывают иголки”
Цель: дать детям представление о многозначном слове “игла”, упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.
- Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.)
- Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)
- Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной.) Что шьют швейной иглой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол.)
Есть у ежика и елки
Очень колкие иголки.
В остальном на елку еж
Совершенно не похож.
Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться.) От кого еж защищается? Вспомните стихотворение Бориса Заходера про ежа:
- Что ж ты, еж, такой колючий?
- Это я на всякий случай.
- Знаешь, кто мои соседи?
- Волки, лисы и медведи.
- Ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?
- Закончите предложения: “Ты ежа не трогай лучше, потому что он... (колючий). Лиса потрогала ежа и... (укололась)”.
- У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат... (короткие и тонкие).
Иглы на елке еловые, а на сосне... (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?
- Придумайте рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.
Список использованной литературы
1. А. Э. Симановский «Развитие творческого мышления детей», 1996.
2. Т. И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи», 2006.
3. Л. А. Парамоновой «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет», 2007.
4. Н.В. Нищева - дидактическая игра « Играйка».
5 Н.В. Нищева -«Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР».



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта