Главная » Шахматы » Старинные игры спортивного типа. Методическая копилка подвижных игр «Забытые старые русские игры

Старинные игры спортивного типа. Методическая копилка подвижных игр «Забытые старые русские игры

Яркие и самобытные черты культуры любого народа как нельзя лучше проявляются в созданных им играх. На протяжении многих столетий русские народные игры были частью как повседневной жизни, так и обязательным «гвоздем программы» любого праздника и для детей, и для взрослых. Они выступали в роли не только отличного способа весело и интересно провести время, а еще и являясь отличной психологической разгрузкой, хорошим средством самопознания, ненавязчиво обучающим подрастающее поколение ловкости, смелости, храбрости, доброте, взаимовыручке, благородству и самопожертвованию во имя общего блага.

В жизни русского народа, как отмечали ученые-историки, народные игры, отражавшие особые черты славянского менталитета, общественный устрой и общее мировоззрение, всегда занимали очень важное место. Они имели огромное воспитательное значение, требовали от участников игрищ и забав не только физических усилий, а еще и недюжего ума, ловкости, хитрости, присутствия духа в любой ситуации, неутомимости и настойчивости. Обычно все игры проводились на свежем воздухе и на неограниченном пространстве, что, несомненно, содействовало физическому развитию подрастающего поколения, его закалке и подготовке к непростой взрослой жизни.

Русские игры отличались разнообразием, в них участвовали и дети, и взрослые, которые в редкие от тяжелой работы праздничные дни могли себе позволить повеселиться, соревнуясь в силе или ловкости, хоть не намного откинув серые будни повседневности. Русские народные игры можно условно поделить на мужские («Бабки», «Лапта», «Городки», «Взятие снежного городка»), детские («Ладушки», «Сорока-ворона»), коллективные («Горелки», «Прятки», «Ручеек», «Прятки», «Поводырь»).

Игры и забавы русского народа:

Бабки

В качестве инвентаря для игры «Бабки» использовались очищенные кости нижних надкостных суставов копытных домашних животных (коров, свиней, овец) и одна большая кость, используемая в роли биты, обычно для тяжести залитая свинцом или чугуном. Участвовать в игре могли от двух до десяти детей, каждый со своей битой и несколькими бабками. На ровной поверхности расчерчивалось игровое поле, в специальном окне (линия кона) расставлялись кости (бабки) в определенной последовательности, каждую из которых нужно было выбить битой определенным образом. Это эмоциональная и увлекательная старинная русская игра, которая совершенствовала навыки метания, развивала силу, скорость, глазомер, воспитывала выдержку и внимание.

Лапта

«Лапта» - русская народная командная игра, в которой использовались бита (она была лопатообразной, отсюда и название игры) и мяч, проводилась она на открытом естественном пространстве, разделенном на две стороны: «город» и «кон», занимаемые разными командами. Игра заключалась в том, что игрок одной команды должен был ударить мяч битой посильнее в сторону принадлежащую противнику, чтобы он улетел подальше и пробежаться за это время в стан «врага» и обратно, причем, чтобы тебя не «осалили» мячом, пойманным игроками команды противника. Удачная пробежка приносила команде очко, у кого было их больше, тот и победил. Эта игра способствовала сплочению людей, вырабатывала в них чувство крепкого товарищества, взаимной поддержки, верности и конечно вырабатывала внимательность и ловкость.

Городки

«Городки» (по другому «Рюхи», «Чушки», «Свинки»). В этой игре с определенного расстояния специальной битой на расчерченной площадке выбивались расставленные «городки» - фигурки из нескольких деревянных чурок, сделанных из березы, липы, бука и т.д. Основной задачей было выбивание 15-ти основных фигур, каждая из которых имела свое название, используя минимальное количество бросков. Соревнования по выбиванию фигур могут быть как личные, так и командные. Игра отличается увлекательностью, требует наличия ловкости и силы, выдержки, меткости и отличной координации движений.

Ручеёк

В давние времена ни одни праздник не обходился у молодежи без веселой, мудрой и весьма многозначительной игры «Ручеек», в который переплеталась такие важные для молодых людей чувства как выбор симпатии, борьба за свою любовь, испытание силы чувств, ревность, волшебное прикосновение к руке свой избранницы.

Участники игры становились друг за другом парами, брались за руки и поднимали их высоко над головой, образуя длинный коридор из сцепленных рук. Игрок, которому пара не досталась, проходил внутри своеобразного коридора-ручейка и, разбивая пару, уводил в конец коридора своего избранника или избранницу. Человек, оставшийся один, шел в начало, выбирая себе новую пару. Таким образом «ручеек» постоянно находится в движении, чем больше людей, тем игра веселее и увлекательнее.

Горелки

«Горелки» - веселая, озорная и подвижная игра, развивающая внимание и скорость. Игроки разбивались на пары и становились в колонны, выбранный водящий становился спиной к ним, не смотря назад. Перед ним на некотором расстоянии рисуется линия, участники напевали веселую песенку «Гори-гори ясно» и по её окончании на слове «беги» пара размыкает руки и бежит к линии, а водящий должен поймать одного из них, пока они не сомкнули руки за чертой. С пойманным он становится в пару, а его партнер, оставшийся один, становится следующим водящим.

Прятки

Игра в «Прятки» - популярное детское развлечение, отличающееся веселостью, азартностью и подвижностью, она способствует развитию смекалки, выдержки и находчивости, учит работать в команде. Играть в неё можно как вдвоем, так и командой. Выбирают водящего, который становится лицом к стене и закрывает глаза, остальные убегают и прячутся, водящий должен их найти и назвать по имени.

Ладушки

Любимой игрой-потешкой для совсем маленьких деток были всем хорошо известные «Ладушки», призванные развеселить ребенка, заинтересовать его веселыми стишками, сопровождающиеся движениями рук и головы, хлопаньем в ладошки, увлекательной мимикой лица. Данная игра хорошо развивает мелкую моторику рук и координацию движений, учит навыкам общения и конечно приносит малышу массу позитивных эмоций.

Взятие снежного городка

«Взятие снежного городка» - традиционная зимняя забава русского народа, которая являлась частью разудалых игрищ на Масленицу. «Городок» (представлял собой две стены с воротами, украшенными фигуркой петуха, бутылки и рюмки) строился из снега на открытом пространстве (в поле или на площади), обливался водой для придания ему большей неприступности.

В игре участвовали две команды, обычно состоявшие из молодых крепких парней, одни были «осажденные», они находились внутри снежной крепости, другие «осаждающие», они нападали с целью захватить снежный городок и разрушить его (кстати, им разрешалось быть на конях). Защитники городка (они были пешие) оборонялись с помощью веток и метелок, лопатами засыпали атакующих снегом и закидывали их снежками. Первый, кто ворвался в ворота снежной крепости, считался победителем. Такие развлечения отличались безудержной удалью, весельем и отчаянной бесшабашностью.

Русский народ придумывал игры и забавы с заботой и любовью для своих детей, надеясь, что с их помощью они не только весело и полезно для здоровья проведут свое свободное время, а еще станут быстрыми, ловкими и сильными, научатся общаться друг с другом, ценить дружбу, приходить на выручку, быть честными и не бояться трудностей, твердо веря в свои силы и помощь друзей.

ИГРЫ, БЫТОВАВШИЕ В ПИНЕЖСКОМ И ХОЛМОГОРСКОМ РАЙОНАХ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В 1910 - 1930-Х ГГ.

Лодыжки. Собирали косточки от овец и играли ими на столе, рассыпав все лодыжки. Лодыжка, упавшая ямкой вверх, называлась коровушкой, горбом вверх - быком, существовали и другие названия для различных косточек. Нужно было щелчками попасть одной лодыжкой в другую такую же (быком в быка и т.д.), не задевая третью. Если попал - забираешь лодыжки себе и набираешь выщелкиванием по пять разных пар - шлюхи, быки, ямки (коровушки), гладка, жох. Если какая-то из костей переворачивалась на одну из сторон, называемую читой, игра переходила к следубщему по очереди игроку. Когда игрок тряс кости в ладошках, он говорил: "Пригори, прищепни, чтобы не было читы", то есть чтобы не было передачи хода другому игроку.

Бабки, кости, жохи или шлюхи - игры напоминающие лодыжки (в разных деревнях бытовали свои названия).

Чок-челнок - игра с загадками. Водящий начинал игру словами:
Чок-челнок! Где ночевал?
У добрых людей, - отвечал кто-нибудь.
Водящий:
А кто в семье?Играющие:
Семья есть: сам да сама, да бабушка, да кавалер, да барышня. (Или: Сам да сама, да старуха; сам да бабушка, да трое ребят; сам да сама да трое ребят и т.п.)
Водящий должен был угадать о чьей семье идет речь. Если угадал, то тот, кто загадывал - становился водящим.

Круг со столба - игра с водящим, которому завязывали глаза, с элементами отгадывания.

Гонять мяч. Играли в основном девушки 10-15 лет, по двое. Для игры брали мяч, как правило, самодельный, сшитый из тряпок, набитый тряпками или куделью, скатанный из шерсти, диаметром 7-10 см. Игровым полем выбиралась площадка или дорога. Играющие становились друг против друга на расстоянии 10-15 м. Один из игроков бросал мяч, стараясь забросить его за партнера, после этого второй игрок переходил на место падения мяча. Теперь уже он кидал мяч первому, так же стараясь перебросить место, на котором стоял партнер. В процессе игры получалось, что игроки перемещались по площадке: один отходил, если кидал слабее, другой приближался, если кидал сильнее. Мяч могли угонять до 1,5 км. Победителем считался тот, кто кидал сильнее - "дальше угонял мяч".

По разуму ли сосед. Игра с выбором партнера, соседа-соседки.

Люб ли сосед. Также игра с выбором партнера. Играющие рассаживались в круг в любом порядке. Выбирался один водящий, который спрашивал у любого сидящего:
Люб ли сосед?Если сидящий отвечал: "Люб", то водящий переходил к другому, а если сидящий отвечал: " Не люб", то сидящий справа менялся местами с тем, кто люб, причем если оказывался люб водящий, то сидящий справа становился им. Был распространен и другой вариант, особенно на молодежных игрищах, когда рассаживались строго по парам (парень-девушка), тогда игра приобретала другой смысл и вносился элемент ухаживания.

Попа-гонялы или гонять попа. Игра, напоминающая современные городки. Один из игроков - водящий, остальные участники должны были попасть по попу, маленькому полену. В с. Сура в 1930-40-х гг. поп был конусообразным. Его устанавливали в определенном месте, а затем сбивали палками, стараясь загнать как можно дальше. Если никто по нему не попадал, то водящий брал попа и бежал на то место, откуда начинали игру. Все игроки бежали за ним, взяв свои палки, но не обгоняя его, и тот, кто прибегал последним становился водящим.

Рюхи - игра, напоминающая городки.

Камушки или 5 камешков. Для игры брали 5 гладких камешков. Тот, кто начинал игру, брал их в руку, один подкидывал, остальные четыре клал на землю и сразу ловил подкинутый камень. Затем играющий бросал камень вверх и во время его полета старался захватить с земли несколько других. Если ему это удавалось - он продолжал выполнять упражнения дальше, если же он не мог поднять камушки или не поймал летящий, то игра переходила к другому человеку. Нужно отметить, что в каждой деревне играли по-разному, и порядок выполнения заданий в каждой деревне был свой. В Пинежском районе игра в камушки встречалась и в 1950-е гг.

Шаром накатышом - игра, напоминающая Попа-гонялы, только вместо попа играли в деревянный шар.

Ладошки. Два играющих бьют друг друга по ладоням в определенном порядке.
В шепотка. Водящему завязывали глаза, и он должен был угадать, кто ему шепчет.

Купонка. Вариант современной игры в молчанку.

Волосянка. Соревнование, кто дольше вытянет звук -а-.

Кума. Салки со стихотворным приговором.

Капустку вить; вкруг столба; хожу я, гуляю; вьюн; а мы просо сеяли; заинька; чижа водить. Хороводные игры с припевками.

Горелки. Игра со стихотворным приговом "Гори, гори ясно, чтобы не погасло". Играющие становились парами, а стоящий впереди водящий должен был осалить пробегавшую мимо него пару.

Первенчики; зайчики; куры и лиса; у медведя во бору; в коршуна; уж дождь-дождем. Игры с театральными, драматическими действиями и элементами касания.

Из-за сухой трески. Салки с веником или метлой, когда бьют водящего, чтобы ему было труднее попасть в кого-либо.

Игра с ремнем. Водящий ходил вдоль линии стоящих играющих и должен был хлопнуть ремнем одного из них. Осаленный должен был обежать всю линию играющих и вернуться на свое место, а водящий поймать его. Если это удавалось, то водящим становился пойманный. В подобную игру в деревнях современной Сурской сельской администрации предпочитала играть молодежь на посиделках, так как "были видны симпатии": парень выбирал девушку и наоборот.

Денисенко Анна Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ центр развития ребенка - детский сад №45 "Колосок"
Населённый пункт: Городской округ Подольск, город Подольск
Наименование материала: Конспект спортивно - музыкального досуга
Тема: "Как играли в старину"
Дата публикации: 02.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект спортивно - музыкального досуга для детей

на тему: «Как играли в старину»

Цель:

приобщить

к русским

народным

познакомить

русскими

народными песнями.

Задачи:

создать у детей радостное, бодрое настроение;

развивать у детей интерес играть дома и на улице в русские народные игры;

научить выполнять правила игры, развивать ловкость, мышечную силу;

воспитывать дружеское отношение друг к другу.

Предварительная работа:

индивидуальная работа с детьми по разучиванию считалок;

познакомить

русскими

народными

промыслами:

рассматривание

иллюстраций, альбомов, посуды, игрушек;

беседы с детьми о русских народных традициях;

Материал и оборудование:

элементы русской народной одежды для детей (для создания положительного

эмоционального настроя)

изделия русских народных промыслов;

«машина времени» построена из мягких модулей, в центре гимнастическая

скамейка, на видном месте циферблат со стрелкой;

атрибуты необходимые для игр;

музыкальный центр;

музыкальный репертуар.

Место проведения: спортивный зал

Ход занятия

(Звучит русская народная мелодия. В зал входят детьми, педагоги)

Ведущий:

Здравствуйте,

приглашаю

поиграть

народные игры наших прабабушек, прадедушек, бабушек, дедушек, мам и пап. Народные

игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству. Игры

Это наше детство, они передавались от поколения к поколению. Ребята, а давайте я

проверю, знаете ли вы русские народные игры. Я сейчас загадаю загадки.

Я не вижу ничего, даже носа своего.

На моём лице повязка, есть такая вот игра,

Называется она…

Ответ детей : Жмурки

Ведущий:

Я давно в траве сижу, ни за что не выхожу.

Пусть поищут, раз не лень, хоть минуту, хоть весь день…

Ответ детей: Прятки!

Ведущий:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят…

Ответ детей и родителей: Горелки!

Ведущий: Хорошо, вот мы с вами и вспомнили народные игры.

Инструктор: Как вы думаете, что это стоит в углу нашего зала? (выслушать все

Это поезд времени и на нем мы сегодня будем путешествовать в прошлое, чтобы

узнать в какие игры играли наши мамы и папы, бабушки и дедушки, прабабушки и

прадедушки. И, конечно же, поиграем в них. (Инструктор приглашает детей занять

места в поезде времени. Берет в руки руль, одевает фуражку, едет. Гаснет свет и тут

же включается)

Ведущий: Мы попали с вами в XIX век, когда в России создавались первые детские

сады, в которых возможно воспитывались ваши прапрабабушки.

Подвижная игра «Зайки»

развитие

ловкости,

выносливости.

Приобретение

сверстниками.

Ход игры: из всех игроков выбирается считалкой один охотник.

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, выплывает белый

Кто до месяца дойдет, тот и зайцев ловить пойдет!

Все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать на двух ногах. Задача охотника

проворного

существует

немаловажное условие, охотник не имеет права ловить зайца, если тот находится на

"дереве". Деревом является

любая дощечка или же пенек. Как только удается осалить

становится

охотником,

принимая

незавидную

обязанность – ловить зайцев.

Инструктор: как замечательно мы поиграли! А теперь мы сядем в поезд времени и

перенесемся во времена наших бабушек, когда наша страна называлась СССР, дети носили

красные галстуки и их называли «пионеры». Действие повторяется.

Подвижная игра «Зайки».

Средняя группа «Мишутки»

Подвижная русская игра «Зайки».

Старшая группа «Журавлики»

Малоподвижная игра «Здравствуй, дедушка Мазай»

Цель: развитие быстроты мышления, ловкости.

Ход игры: Считалкой выбирается «Мазай».

«Тили – тели», - птички пели.

Взвились, к лесу полетели.

Стали птички гнезда вить.

Кто не вьет, тому водить.

Водящий поворачивается лицом к детям. Инструктор показывает детям движение.

Дети говорят слова «Здравствуй, дедушка Мазай, из коробки вылезай! Где мы были мы не

скажем, а что делали, покажем!», а затем показывают движения. Если «Мазай» отгадает,

дети разбегаются, и «Мазай» их ловит. Кого поймал - тот «Мазай».

Ведущий: ох, как мы заигрались! Скорее, ребята, бегите к машине времени. Мы

отправляемся в детство ваших родителей. Действие повторяется.

Малоподвижная игра

«Здравствуй, дедушка Мазай».

Средняя группа «Мишутки»

Малоподвижная игра

«Здравствуй, дедушка Мазай».

Старшая группа «Журавлики».

Цель: способствовать развитию воли, целеустремлённости

Ход игры: считалкой выбирается петушок.

Шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети,

Кукушата просят пить. Выходи – тебе водить!

Он садится внутри круга. Дети поют (инструктор тем временем, кладет в руки

одному из участников игры бобовое зернышко):

Уж ты, сизенький петух, у тебя отличный слух.

Ты мне спать не даешь!

Петушок кричит: Ку-ка- ре-ку!! Тот, у кого бобовое зернышко, поднимает вверх руку

и кричит: «Я здесь!», тогда петушок и тот, кто кричал, оббегают детей по кругу и

возвращаются в центр. Кто прибежал позже, тот и будет петушком.

Инструктор:

совершить

путешествие

садитесь в поезд времени и попробуем туда отправиться.(Гаснет свет. Раздаются звуки

русской народной песни. Включается свет. Появляется

мальчик с девочкой в русском

народном костюме. Мальчик играет на гармошке (балалайке).

Мальчик: Здравствуйте, мы пришли к вам из будущего.

Девочка: К сожалению, вы не можете туда попасть. Мы хотим вам рассказать о том,

что мы тоже играем в русские народные игры.

Дети вместе: Спасибо вам за то, что вы их не забыли!

Мальчик: А сейчас я хочу поиграть с вами в русскую народную игру, в которую

играли на Покров. В народной традиции этот день отмечал встречу осени с зимой. Связан

с началом вечерних девичьих посиделок и осеннего свадебного сезона.

Подвижная игра «Уж ты сизенький петух»

Средняя группа «Мишутки»

Подвижная игра

«Уж ты сизенький петух»

Старшая группа «Журавлики»

Подвижная игра «Уж ты сизенький петух»

Старшая группа «Журавлики»

Игра «Заря-зарница»

развить увертливость в беге, умение действовать по сигналу.

Играющие участники садятся в один круг на корточки.

Водящий («заря-заряница») ходит вне круга и прячет за своей спиной «ключи» -

небольшой платочек с завязанным узелком.

Ходит вокруг «заря-заряница» и вместе со всеми приговаривает:

Заря-заряница - красная девица

По небу ходила ключи обронила

Месяц видел, Солнце скрало!

Водящий пытается незаметно положить кому-нибудь из игроков сзади «ключи».

Играющим строго запрещено оглядываться и поворачивать голову.

Тот участник, кому подложили «ключи», сразу же быстро бежит за водящим и бьет

его платочком, приговаривая: «Не теряй ключей, не теряй ключей!»

Пойманный водящий садится в общий круг на его место, а «запятнавший» теперь

становится «зарею».

По условиям игры если тот участник, кому подложили «ключи», этого совсем не

отреагирует

поднимает

«ключи» и начинает слегка хлестать зеваку, приговаривая при этом: «Не прячь ключей, не

прячь ключей!»

Ведущий: Ребятам из будущего пора возвращаться домой. Их там ждут родители.

Садитесь в машину времени, мы отправим вас назад (Выключается свет, дети исчезают)

Инструктор: наше путешествие во времени тоже подошло к концу. Мы теперь

знаем, что дети во все времена играли, и всегда будут играть в народные игры. Они вечно

живут в памяти русского народа и передаются от поколения к поколению.

Рефлексия

Участники садятся в круг. Из рук в руки они передают бубенец и говорят, что им

понравилась, что запомнилось, во что они будут играть дома.

Старшая группа «Журавлики»

Русская народная игра «Заря-заряница».

Подготовительная группа «Лучики»

Список литературы:

1.Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры/Под ред Л. В., 2011.

2.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игр, Просвещение, 2015

3.Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для педагога./ Сост. А.К. Бондаренко,

А.И. Матусик.- 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2013.

Детские шалости, порой, не знают границ: бьются китайские вазы, новые обои превращаются минут за пять в арт-объект, а кошка теряет последнюю надежу вырваться из пеленок. Чем бы дитя ни тешилось…Интересно, сильно ли отличались игры детей на Руси от забав нынешнего поколения?

«Лошадка»

Дети на Руси обожали игру в «лошадки». Что может быть проще! Нашел подходящую палку и скачи себе, куда душа пожелает. Если «лошадка» удачная, она будет «напоена», «накормлена» овсом, почищена и поставлена в «конюшню». Иногда игра в «лошадку» приобретала глобальный размах. Находилось что-либо, что обладало способностью «катиться». Взявшиеся за руки мальчишки с веревочками в зубах становились по двое или трое, а самый бойкий забирался в «повозку» и именовал себя кучером. «Тройка» начиная с тихой рыси, переходит на галоп, несется так, что в итоге опрокидывает повозку с кучером. И в этом самый шик! Кучер, потирая ушибленные места и размазывая кровь рукавом, достоин сегодня всеобщего уважения.

«Клёцки»

Обычно этой игрой забавлялись те, кто был наказан. Запрет выходить из дома, похоже, не сильно угнетал шалунов. Они собирались возле ворот и коротали время за игрой. Суть проста: при помощи большого и указательного пальца складывается кольцо, через которое каждый из участников должен пропускать свою слюну. Чья слюна зацепит пальцы, тот становится «клёцкой». Все принимаются дразнить его со свойственной детям жестокостью. Рассвирепевший «клёцка» начинает гоняться за обидчиками. Кого поймает – тот становится новой «клецкой». Игра продолжалась до тех, пока не выдохнется последний из шалунов.

«Ястреб и голуби»

Среди всей ватаги выбирается ястреб, голубь и голубка. Остальные становятся прожорливыми птенцами. Почему прожорливыми? Да потому что именно на поиски еды папаша-голубь должен был отлучаться из «гнезда» и подвергать себя опасности быть растерзанным ястребом. Впрочем, когда хищник завершал кровожадную расправу над голубем, то поджидал голубицу, которая следующей отправлялась за едой. А потом, по очереди, «трепал» и всех птенцов. Игра доходила до такого буйства, что дети возвращались домой вымазанные в пыли, в порванной одежде. Вот здесь-то их ожидала уже реальная расправа, а в роли ястреба выступали разгневанные родители.

«Ярка»

Игра затевалась в поле. Находился, понятно, незасеянный участок, на котором выкапывались на небольшом расстоянии ямки. Завершался ряд большой ямкой под размер похожего на мяч предмета из лыка или дерева. При этом каждая ямка имела своего владельца, чьими руками она, собственно говоря, и создана. Каждый по очереди с силой катил мяч через малые ямки к большой. Если мяч остановится на чьей-то малой ямке, ее хозяин подвергается всеобщему осмеянию. Он вставал на колени, все по очереди ерошили ему волосы и пели «дразнилку», на последнем слове которой все бросались в рассыпную. Ведь «ярка» старался угодить мячом одному из обидчиков в голову. В кого попадет, тот катает мяч заново.

«Хлопание»

Игра начинается, как только появляются первые листья на деревьях. Лист прикладывается к губам. При втягивании он рвется с громким «потрясением воздуха». Мальчишки сбиваются в группы, и щелкают ежеминутно, выказывая друг перед другом своё мастерство. Ведь чем искуснее исполнять щелканье, тем громче звук. Не трудно догадаться, что в итоге происходит. Нервы-то у взрослых не железные!

«Рыбка»

Игру затевали преимущественно осенью, так как летом почти все дети были заняты делом. Вбивается колышек, к которому привязывается веревка. Рядом с колышком накидывается разное барахло: худые лапти, сапоги, башмаки. Чем больше, тем лучше. Это и есть «рыбка». Ведущий – коноводец, держась за веревочку, должен охранять «рыбку», которую все участники стараются стащить. Участи коноводца стараются все избежать. Проворонил последнюю «рыбку»? Беги, что есть мочи, потому что украденная «рыбка» полетит в тебя. Если удастся подхватить брошенную «рыбку» и запустить в одного из обидчиков, новый коноводец определен.

«Терять»

Обычно эту игру затевали перед сном. Дети вставали в круг спинами друг к другу и начинали кружиться с песнями или без. В какой-то момент обязательно находится тот, кто повалится. Над упавшим потешаются, его больше не принимают в игру, называя «потерянным». О космонавтах, конечно, никто в те времена и слыхом не слыхивал, но хорошая координация и твердость в ногах никогда не были лишними.

Людмила Макарова
Методическая копилка подвижных игр «Забытые старые русские игры»

через детей последующих поколений

детские игры снова повторяются , снова

оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют… Е. А. Покровский.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины , передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Веселые подвижные игры – это наше детство . Кто не помнит неизменных пряток, жмурок, догонялок, салочек? Когда возникли эти игры ? Кто их придумал? Наверное, на эти вопросы нельзя найти точного ответа. Эти игры , как песни и сказки, созданы народом. Они отлично закаляют тело и душу. Игры эти заставляют много двигаться и требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства. Проводятся они обычно на свежем воздухе на открытой площадке. Эти детские подвижные игры на улице доставят нам много веселых минут. Участвовать в таких играх могут ребята самых разных возрастов – от дошкольников до старшеклассников . Дети очень любят подвижные игры . Это игры для любого времени года. Они простые в подготовке и в проведении. В каждой игре подробно описаны правила и указаны, какие качества развивает эта игра. Хочу предложить некоторые подвижные игры , которые применяю в своей работе.

Название игры : Бездомный заяц

Цель

Инвентарь : обручи по количеству детей.

Выбирается «охотник» и «бездомный заяц» . Остальные «зайцы» стоят в обручах – «домиках» . «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц» , стоявший там, должен убегать. Когда «охотник» поймал «зайца» , он сам становится им, а «заяц» - «охотником» .

1. Заяц может бежать в любую сторону.

Название игры : Пустое место.

Цель : развивать быстроту реакции, ловкость, скорость, внимание.

Инвентарь : обруч, жетоны, мел

Графическое изображение Содержание игры Правила игры Варианты игры

Дети держатся за обруч правой рукой, и двигаются по часовой стрелке,а ведущий идет в противоположную сторону со словами :

Вокруг домика хожу

И в окошечко глажу,

К одному я подойду

И тихонько постучу :

«Тук-тук-тук» .

Все дети останавливаются. Игрок, возле которого остановился ведущий,спрашивает : «Кто пришел?» ведущий называет имя ребенка и продолжает :

Ты стоишь ко мне спиной,

Побежим-ка мы с тобой.

Кто из нас молодой

Прибежит быстрей домой?

Ведущий и ребенок бегут в противоположные стороны

Выигрывает тот , кто первым займет пустое место у круга. 1. Ведущий и ребенок бегут в противоположные стороны

2.Они убегают сразу же после слов : «Прибежит быстрей домой»

Водящий просто ходит за кругом и кладёт руку на плечо кому-нибудь, с ним и бегут в разные направления, стараясь занять пустое место .

Название игры : Хитрая лиса

Цель : Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Инвентарь : мел

Графическое изображение Содержание игры Правила игры Варианты игры

Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!» , дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?» . При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь» . Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору. 1. Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»

2. Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.

3. Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

Можно выбрать 2-4 лисы, и бегать по площадке разными видами бега.

Название игры : Караси и щука.

Цель : учить детей ходить и бегать врассыпную, по сигналу прятаться за камешки, приседая на корточки. Развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве.

Инвентарь : мел, жетоны

Графическое изображение Содержание игры Правила игры Варианты игры

По сигналу "караси" перебегают на другую сторону. "Щука" ловит их. Пойманные "караси" (четыре-пять) берутся за руки и, встав поперёк площадки, образуют сеть.

Теперь "караси" должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками) . "Щука" стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных "карасей" будет восемь-девять, они образуют корзины - круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда её изображают, взявшись за руки, 15-18 участников. "Щука" занимает место перед корзиной и ловит "карасей".

Когда пойманных "карасей" станет больше, чем непойманных, играющие образуют верши - коридор из пойманных карасей, через который пробегают непойманные. "Щука", Находящаяся у выхода из верши, ловит их. Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой "щуки". 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Все "караси" обязаны при перебежке пройти сеть, корзину и верши. 3. Стоящие не имеют права задерживать их. 4. Игроки, образующие корзину, могут поймать "щуку", если им удастся закинуть сплетенные руки за спину "щуки" и загнать её в корзину или захлопнуть верши. В этом случае все "караси" отпускаются, и выбирается новая "щука". Один ребёнок выбирается щукой, остальные делятся на две группы. Одна из них образует круг – это камешки, другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за пределами круга. По сигналу воспитателя – щука – она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей . Караси спешат занять место за кем нибудь з играющих и присесть за камешки. Пойманные караси уходят за круг и подсчитываются. Игра повторяется с другой щукой.

Название игры : Сделай фигуру.

Цель : учить детей бегать врассыпную по залу, участку. Приучать менять движение по сигналу, развивать равновесие, умение сохранять неподвижную прозу .

Инвентарь : мел, жетоны.

Графическое изображение Содержание игры Правила игры Варианты игры

По сигналу воспитателя все дети разбегаются по залу. На следующий сигнал (удар в бубен) все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую-либо позу. Воспитатель отмечает тех, чьи фигуры получились интереснее, наиболее удачными. Все дети принимают обычное положение, а водящий называет тех, кто наиболее правильно выполнил задание.

Можно выбрать водящего, который будет определять, чья фигура интереснее сложнее, тех кто каждый раз придумывает новые фигуры.

Название игры : Ловишка

Цель : развивать ловкость, быстроту.

Инвентарь : мел, жетон.

Графическое изображение Содержание игры Правила игры Варианты игры

Он становится в центре. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают на другую сторону, а ловишка старается их поймать . Пойманный становится ловишкой. В конце игры говорят , какой ловишка самый ловкий. 1. Ловишка должен брать только ленту не задерживая играющих.

2. Играющий лишивший ленты, отходит в сторону.

Название игры : Горелки

Цель : быстро бегать; ориентироваться в пространстве.

Инвентарь : Жетоны, мел.

Графическое изображение Содержание игры Правила игры Варианты игры

Все участники игры встают парами друг за другом, водящий впереди, на расстоянии двух шагов от играющих. Участники игры говорят нараспев слова :

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле :

Ходят грачи,

Да едят калачи.

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Как только пропоют эти слова, водящий должен посмотреть на небо, а дети последней пары отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поравняются с водящим,все громко кричат ему :

Раз, два, не воронь.

Беги, как огонь!

Двое детей бегут вперед, ловко увертываясь от водящего, стараются взять друг друга за руки. Если они возьмутся за руки, то «горелка» им не страшен, они спокойно идут и становятся впереди первой пары, а водящий вновь «горит» .

Если водящий и при повторении игры не поймает бегущих , тогда он «горит» во второй раз. Если он и в третий раз никого не поймал,играющие могут спеть такую песенку :

Огарушек, огарушек*,

Плохо стоишь -

Стань на черный камушек!

Совсем сгоришь!

Но если водящему удается поймать одного из убегающих, он встает с ним впереди всей колонны, а «горит» тот, кто остался без пары.

Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все

Пары. 1. Водящий не должен поворачиваться назад.

2.Он догоняет убегающих сразу же после слов : «Беги, как огонь!»

3.Игроки последней пары начинают бег только с последними словами : «Колокольчики звенят!»

Название игры : Кот и мыши

Цель : Приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.

Инвентарь : скамейка или стульчик,

Графическое изображение Содержание игры Правила игры Варианты игры

Дети сидят на скамейках или стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот, роль которого исполняет воспитатель. Кот засыпает (закрывает глаза, а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места) . Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает. 1. Мыши могут выбегать из норки, когда кошка заснет.

2. Возвращаться в норки могут лишь после того. как кошка проснется и замяукает.

Игра «Кот и мышь» . Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши.Игру начинает первая пара : кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.

Название игры : Охотники и зайцы

Цель : Совершенствовать навыки прыжков и метания в цель на обеих ногах. Развивать ловкость, скорость и ориентирования в пространстве.

Инвентарь : Мяч, мелок.

Графическое изображение Содержание игры Правила игры Варианты игры

На одной стороне – «охотник» , на другой в нарисованных кругах по 2-3 «зайца» . «Охотник» обходит площадку, как бы разыскивая следы «зайцев» , затем возвращается к себе.Воспитатель говорит : «Выбежали на полянку зайцы» . «Зайцы» прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову «охотник» , «зайцы» останавливаются, поворачиваются к нему спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот «заяц» , в которого попал «охотник» , считается подстреленным, и «охотник» уводит его к себе.

Следить, чтобы «охотник» бросал мяч как правой, так и левой рукой. «Охотники» бросают мяч только под ноги «зайцам» . Мяч поднимает тот, кто его бросил. общее число зайцев уменьшается, а вместо кружочков «домиками» для «зайцев» служат дети, по 3-4 взявшиеся за руки. Они открывают «двери» (поднимают руки) перед «бездомным зайцем» , пуская его в дом, и закрывают перед «охотником» . Одновременно через другие «двери» домик покидает заяц, находившийся в нем. В остальном игра идет по тем же правилам.

Название игры : У медведя во бору

Цель : учить ориентироваться в пространстве; развивать внимание.

Инвентарь :

Графическое изображение Содержание игры Правила игры Варианты игры

На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов, очерчивается место для медведя. На противоположном конце обозначается линией дом детей. Воспитатель назначает одного из играющих медведем (можно выбрать считалкой) . Остальные играющие - дети, они находятся дома.Воспитатель говорит : «Идите гулять» . Дети направляются к опушке леса, собирают грибы, ягоды, т. е.имитируют соответствующие движения и говорят : «У медведя во бору,

грибы, ягоды беру, А медведь сидит и на нас рычит».

Медведь с рычанием встает, дети убегают. Медведь старается их поймать (коснуться) . Пойманного он отводит к себе. Игра возобновляется. 1. Медведь выходит из берлоги только после того, как дети споют песенку.

2. Дети в зависимости то поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом

Название игры : Удочка

Цель : учить правильно,подпрыгивать : оттолкнуться и подобрать ноги.

Инвентарь : верёвка длиной 3-4 м, на конце которой привязан мешочек, наполненный горохом или песком, обычная скакалка.

Графическое изображение Содержание игры Правила игры Варианты игры

Водящий вращает верёвку с мешочком так, чтобы тот скользил по полу, делая круг за кругом под ногами играющих. Они внимательно следят за движением мешочка и подпрыгивают, чтобы он не задел кого-либо из них. Тот, кого заденет мешочек или верёвка, становится в середину и начинает вращать верёвку, а бывший водящий идёт на его место в круг.

Выигрывают два-три игрока , оставшиеся последними. 1. Игрок считается пойманным в том случает, если верёвка коснулась его ноги не выше голеностопа. 2. Игрокам во время прыжков не разрешается приближаться к водящему. 3. Тот игрок, которого задела верёвка, выбывает из игры .

Игроки, стоящие по кругу, рассчитываются на первый-второй и соответственно составляют команды. Водящий (как и в варианте 1) - один и тот же. Игрок, которого задела верёвка,поднимает руку вверх : он приносит своей команде штрафное очко. После каждой ошибки громко объявляется счёт.

Победу в игре одерживает команда, после 2-4 мин игры получившая меньше штрафных очков.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта