Главная » Покер » Фантазию играя с учащимися я. Мастер-класс для педагогов «Игры развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста

Фантазию играя с учащимися я. Мастер-класс для педагогов «Игры развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста

«Игра» - фантазирование с использованием поделок из бросового материала.

Актуальность проблемы. Жизнь современного дошкольника достаточно заполнена телевидением, компьютером. Но крайне недостаточно - игрой, общением со взрослыми и сверстниками, интересной совместной деятельностью.

Как воспитывать, обучать и развивать малыша, чтобы это соответствовало его природе, уникальным возрастным и индивидуальным особенностям.

Ответ на этот вопрос можно получить в содержательной досуговой деятельности.

Досуг - сложное социальное явление, вид деятельности, где интегрируются самообразование, творчество, отдых и развлечение и, конечно, игра.

Общеизвестно, что сущность жизни ребенка - дошкольника проявляется в игре. Важное дело для воспитателя - выбрать материал для игры. Педагоги, занимающиеся исследованием детских игр, отмечают, что игрушками для ребенка являются детские работы, одухотворенные творчеством. Замечено, что дошкольники собирают и хранят, как сокровища, все ненужные вещи: пустые коробки, пуговицы, пробки. Так называемый, «бросовый» материал дает детям чувство свободы и независимости от взрослого, т.к. никто не жалеет эти ненужные вещи, не запрещает ими пользоваться. Этот материал пригоден для создания детьми своих собственных игрушек, удовлетворяет потребности детей в творчестве.

Обыгрывание игрушек - самоделок уместно в совместно придуманной
игре-фантазировании. Игра-придумывание позволяет взрослому, будучи
партнером детей, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их

творческое воображение, развивать связную речь.

Игра-фантазирование, по мнению Д.П.Н. Н.Я. Михайленко, К.П.Н. Н.А. Коротковой способствует формированию монологической речи дошкольников, а именно - овладению детьми самым сложным ее видом -творческим рассказом. Этот вид игры расковывает воображение детей, развивает речевые умения и навыки в области сочинения, придумывания историей, рассказов, сказок. Желание придумывать историю или сказку, героем которой является игрушка- самоделка побуждает ребенка подобрать нужные слова, грамматически оформить их в связные высказывание, ясно, четко, интонационно выразительно рассказать слушателям, чтобы вовлечь их в игру. Для этого нужно владеть хорошо развитой монологической речью, что на сегодня является скорее исключением, чем правилом для дошкольника.

В этом также прослеживается актуальность темы проекта.

Таким образом, интеграция конструирования с игровой деятельностью обеспечения разностороннее развитие ребенка, а именно: развитие речи и познавательной деятельности с проявлениями творчества, формирование коммуникативных умений и навыков, социальных отношений, эмоциональной сферы, что заложит основы успешности обучения в школе.

Пошаговая технология формирования знаний, умений, навыков детей и развития творческих способностей:

1 шаг. Образовательный цель: обеспечить мотивационную основу для занятия детей конструированием из «бросового» материала как содержательным досугом, познакомить с содержанием работы, игровым персоналом.

2 шаг. «Кладовая материалов». Образовательная цель: первичное знакомство с многообразием «Бросового» материала, правилами его складирования и утилизации. Организовать

экспериментирование детей с «бросовым» материалом, познакомить с его качествами и свойствами; организовать игры и игровые упражнения на развитие воображения, позволяющие «определить» «бросовый» материал, мысленно увидеть в нем новый предмет.

3 шаг. «Склад инструментов» Образовательная цель: Знакомство с новыми инструментами, правилами их использования в работе с «бросовым» материалом. Уточнить, какие инструменты можно брать самим, какие - только с разрешения взрослого. С помощью игрового персонала провести тренинг «Скорая помощь» (как поступить, если поранил или прищемил палец; где расположена аптечка и пр.)

4 шаг.

«Замысел и чертеж» Образовательная цель: Развитие творческой активности посредством знакомства с альбомами, чертежами, схемами и поделками, изготовленными совместно с родителями.

5 шаг.

И последующие шаги « Обсуждаем! Познаем! Думаем! Творим! Играем!» Организация содержательной досуговой деятельности детей в детском саду и семье


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга.

Методическая разработка игры – фантазирования по мотивам стихотворения К. И. Чуковского «Жил на свете человек скрюченные ножки»

Олейник Оксана Павловна.

Воспитатель.

Санкт – Петербург

Введение.

Мир детской фантазии многообразен и бесконечен. Именно из мечтателей вырастают великие писатели, скульпторы, художники, дизайнеры. Если бы не было фантазии и воображения, то не развивалась бы наука. Без воображения ни один школьник не мог бы усвоить ни одного предмета, так как не умел бы в своей голове оперировать абстрактными понятиями и конструировать образы.

Когда ребёнок рождается, у него ещё нет воображения. Чем старше становится ребёнок, тем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие воображения, тем больше развивается умения фантазировать, способность творить.

При фантазирование ребёнок сам создаёт какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает её как угодно. При решении реальных задач ребёнок ищет не любое, а реальное, серьёзное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов, со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления детей с развития фантазии.

В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим – сюжеты игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создаёт новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям ещё трудно фантазировать, не действуя при этом. Чтобы фантазировать, детям надо действовать.

В пять лет ребёнок уже может фантазировать мысленно – придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения.

Как помочь дошкольнику развить своё творческое воображение. Существует множество разнообразных способов. Одно из них игра.

Игра лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение. Дети должны, как можно больше играть. Игра – особая форма активности, занимающая в жизни ребёнка главное место. Игра отличается от другой любой деятельности именно тем, что в её основе лежит фантазия.

Игры-фантазии содержат в себе элементы других игр. Характерной особенностью игр-фантазий является умение приспосабливать для игр любой предмет: катушку ниток, палочки, верёвочки, носовой платок, ленточка и пр. В играх-фантазиях всякий предмет мгновенно меняет значение: носовой платочек или верёвочка превращается в человечка, обыкновенная бумажная лодочка – в фантастический транспорт, который может передвигаться без воды.

Игра-фантазирование по мотивам стихотворения К. И. Чуковского «Жил на свете человек скрюченные ножки».

Цель: Развитие фантазии, воображения, речевых творческих способностей, побуждение к самостоятельной творческой деятельности.

Задачи:

Способствовать развитию игрового сюжета вокруг вымышленного персонажа, развитие воображения.

Развивать у детей творческое мышление, умение находить собственное решение, выдвигать гипотезы.

Активизировать в деятельности пояснительную, оценивающую речь детей

Воспитывать эмоциональную готовность участвовать в различных видах деятельности, готовность к взаимодействию друг с другом, стремление довести начатое до конца.

Реализуемые образовательные области: Социализация,коммуникация.

Интеграция образовательных областей:

Чтение художественной литературы, познание, художественное творчество, труд.

Используемые материалы: Коробочка с надписью «Сюрприз» (внутри носовой платок), аудио запись песенки «Сюрприз», д\и «Построй дорожку», несколько соединённых вместе листов бумаги формата А4 , краски, вода, кисти для рисования, бумажная лодка, перья, колёса, парус, пряники, подносы, зубочистки, верёвочки.

Предварительная работа:

Чтение произведений К. И. Чуковского и других детских писателей; инсценировка сказок, стихов, диалогов; д/и «Придумай конец истории», «Что было бы, если..»

Этапы формирования совместной деятельности:

Введение в игру.

Появление персонажа.

Путешествие с человечком.

Д/и «Построй дорожку».

Рисование речки.

Конструирование транспортного средства.

Строительство пряничного домика.

Изготовление верёвочных человечков.

Примерный ход игры-фантазирования.

С потолка свешивается коробочка с надписью «Сюрприз»,звучит аудиозапись детской песенки «Сюрприз».

Дети, сегодня у нас необычный день. Потому что нас ожидает…

Дети читают слово, написанное на коробочке.

Что такое сюрприз? – Как вы думаете, какой сюрприз ожидает нас?

Воспитатель снимает коробочку и с детьми рассматривает её содержание – носовой платочек.

Вот наш сюрприз! Вам он нравится? Почему? – Вот если бы мы могли этот платочек оживить, если бы мы с вами были волшебниками. В кого бы мы могли превратить платочек? – Давайте мы его как будто оживим, и у нас получится… (воспитатель делает человечка) – Кто это? – Жил на свете человек Скрюченные ножки. И гулял он целый день По скрюченной дорожке. – Давайте, ребята, проложим человечку дорожку. Какая она должна быть?

Дидактическая игра «Построй дорожку». Перед детьми таблица, состоящая из одноцветных геометрических фигур. Детям предлагается фишками закрыть только определённые фигуры (например, трапеции).

У нас получилась хорошая скрюченная дорожка, по которой пройдёт наш человечек, а мы ему поможем.

Жил на свете человек Скрюченные ножки. И гулял он целый день По скрюченной дорожке. А за скрюченной рекой…

Что должно быть у нас после скрюченной дорожки? Как сделать скрюченную речку?

Дети в конце дорожки замечают краски, кисти, бумагу. Начинают рисовать реку.

Чудесная у нас получилась река. Но мне показалось, что наш человечек взгрустнул. Как вы думаете почему? – Как же ему перебраться через реку? – Для постройки моста у нас ничего нет. Что можно ещё придумать?

Дети замечают у речки мешок с надписью «Возьми меня», достают из него бумажную лодку, перья, колёса, парус. Выслушать предложения детей.

На лодке перебраться через реку – это слишком просто. Мы сегодня с вами немножко волшебники. А у волшебников лодки могут не только плавать, но и…(летать) – Как сделать летающую лодку? Прикрепляем перья. – Получилась летающая лодка. А вдруг погода нелётная? А если, после засухи, река обмелела или её вообще не стало? Прикрепляем колёса.

У нас получился настоящий летающий транспорт, очень необычный. А если к нему прикрепить парус (крепим парус), да всем дружно на парус подуть (все дуют на парус), то лодка у нас ещё и двигаться сама будет.

У необычного транспорта и название должно быть необычное. Это у нас и лодка, и автомобиль, и парусник, да ещё и летать может. Какое название мы придумаем нашему транспортному средству.

Выслушать варианты детей.

Теперь наш автолодолёт готов отправиться в путь через реку. Дружно подуем, ещё раз и переправимся. «А за скрюченной рекой..» Что же может быть за скрюченной рекой? Куда спешит наш человечек?

Конечно, всем на свете нужен дом и нашему человечку тоже. Но дома, то нет. Что же делать?

Правильно, дом нужно построить. Но из чего? Человечек у нас необыкновенный и домик у него должен быть необычный. Из чего может быть дом?

Дети замечают сюрпризную коробку с надписью «открой меня» и находят в ней пряники и зубочистки.

Из чего мы построим дом?

Дети моют руки, а затем начинают строить домик, скрепляя пряники между собой с помощью зубочисток.

У нас получился великолепный, необыкновенный и вкусный домик для скрюченного человечка. Как вы думаете,ему в нём понравится?

Что хорошего в этом домике?

А что плохого?

Ребята, мы всё предусмотрели, но забыли что-то очень важное, без чего нашему человечку будет грустно. О чём мы забыли?

Каждому человеку, даже необычному, нужны друзья. А какие друзья могут быть у нашего человечка?

Давайте, мы их смастерим из верёвочек.

Дети по показу воспитателя мастерят человечков, затем придумывают им имена, рассказывают об их характере, увлечениях, разыгрывают диалоги между человечками.

Список литературы:

Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте».

Кравцова Е. Е. «Разбудим в ребёнке волшебника».

Симановский А. Э. «Развитие творческого мышления детей».

Задачи: формировать навыки речевого общения детей, развивать речевое творчество, выразительность речи; формировать индивидуальные способности к речевой деятельности: формирование речи – доказательства, речи – рассуждения, воспитание уважительного отношения к мнению другого, навыки взаимовыручки и взаимопомощи.

Оборудование: полифункциональный игровой материал игрового пространства: карта – макет, фигурки Кляксы, Маши, Вани, Снегурочки, Здоровяка, девушек и парней, фигурки зверей, лесного массива.

Предварительная работа: чтение В. Сутеева «Мы ищем Кляксу». Изготовление фигурок, карты – макета, заучивание скороговорок, физкульт минутки. Опыт «Превращения воды в пар и обратно». НОД «Круговорот воды в природе».

Ход:

Воспитатель: Ребята, а что у меня в руках? (Клякса) .

Воспитатель: A откуда она появилась? (Из сказки «Мы ищем кляксу»).

Воспитатель: А как она образовалась? (Высказывания детей. Маша нечаянно опрокинула баночку с тушью прямо на альбом и получилась большая, безобразная клякса ).

Воспитатель: И что же произошло потом? (Она ожила, захихикала и куда – то спряталась).

Воспитатель: Как вы думаете, на что способна клякса? (Ответы детей).

Воспитатель: А вы хотели бы поиграть в путешествие по следам кляксы вместе с нашими героями Ваней и Машей? А хотели бы придумать для них новые приключения? Что же для этого нам надо? (Нам надо взять карту путешественников и разные фигурки).

Воспитатель: Ну, хорошо, пора нам оправляться в путь. Для этого нам надо обязательно посчитать. Считать будем полную минуту от 1 до 60 и произнесем волшебные слова: «крибли, крабли, бум».

Воспитатель: А теперь открыли глаза, увидели первые следы Кляксы. Куда же они нас привели? (В сказочный лес, полный сказок и чудес, здесь есть парни и девушки, водят хороводы, песни поют и прыгают через костер. Среди них и Снегурочка ).

Воспитатель: Дети, а видите, вот и клякса, она подговаривает Снегурочку прыгнуть через костер? А что наши друзья? (Они отговаривают ее, хотят ее задержать).

Воспитатель: А если бы вы были рядом, чтобы вы сказали? («Не прыгай, растаешь»).

Воспитатель: А клякса уже толкает Снегурочку к костру. Снегурочка прыгнула и превратилась в облачко. Какое облачко? (Облачко пушистое, белоснежное, холодное оно повисло над лесом. Маша и Ваня заплакали).

Воспитатель: Кто же сможет помочь нашим друзьям и как? (Большой здоровяк, который забросит Машу и Ваню на облачко, чтобы они могли следить за кляксой сверху и не допускать безобразия).

Воспитатель: Дети, давайте расскажем о «здоровяке» и покажем его, выходите сюда.

Физкультурная минутка.

«Один пузатый здоровяк, (руки соединенные вместе показывают большой живот).

Съел десять булок натощак (руки прямо перед собой и показывают 10 пальцев).

Запил он булки молоком. (имитируем, как пьем молоко).

Съел курицу одним куском. (хлопки в ладоши перед собой).

Затем барашка он зажарил (изображаем рожки и покачиваем головой)

И в брюхо целиком отправил. (руки соединенные вместе показывают большой живот).

Раздулся здоровяк, как шар (руки в стороны, переступаем с правой ноги на левую).

Он столько съел всего! Кошмар!» (руки к голове, покачивание головой).

Воспитатель: А теперь закрыли глаза и посчитали десятками 1 минуту (10, 20, 30 … 60) и сказали волшебные слова «крибли, крабли, бум», вот мы и на втором поле нашей карты. Оно желтое, куда же мы попали? Кто здесь живет? (В пустыне живут быстроногие антилопы, длинношеи жирафы, грозные львы, огромные слоны и гиппопотамы).

Воспитатель: «За гиппопотамами по пятам быстро топает гиппопотам» - давайте скажем эту скороговорку.

А вот и следы кляксы, что она делает? (Она хочет развести костер и разводит его).

А как она может развести костер? (Ответы детей. С помощью спичек, с помощью увеличительного стеклышка, и т. д.).

Воспитатель: О чем кричат Ваня и Маша с облака? (Это катастрофа, если разгорится костер, будет пожар, все сгорит).

Воспитатель: Как себя повели животные, почуяв запах дыма! (Жираф первым увидел дым и забил тревогу, помчался на своих высоких ногах, лев, зарычал и стал собирать свой прайд. Тревожно стало в пустыне).

Воспитатель: Кто сможет затушить разгорающийся пожар и как? (Рассердилось облачко, нахмурилось и потемнело, и полетели с неба крупные капли дождя, заливает костер, поливает нашу землю).

Воспитатель: Дети, давайте скажем закличку.

«Дождик, дождик пуще!

Дадим тебе гущу,

Дадим тебе ложку,

Хлебай понемножку!»

Воспитатель: Обрадовались звери, птицы на земле спасительному дождю: получилось чудо. Какое чудо может произойти? (Дождевая вода затушила костер, размыло кляксу, на земле осталось только белое пятно).

Воспитатель: А с облачком случилось что? (Оно стало маленьким, очень легким и едва удерживает Машу и Ваню).

Воспитатель: Надо срочно спасать облачко и детей Машу и Ваню, где облачко может восстановиться, стать большим и пушистым, быстрым? (Надо подуть, чтобы облачко полетело к океану, к морю, к реке. Над водой формируются облака, тучи. Здесь происходит круговорот воды в природе).

Воспитатель: Вот мы и попали на голубую часть нашей карты. Что же мы видим? (Голубой океан).

Воспитатель: А какие океаны вы знаете? (Тихий, Атлантический, Индийский, Северно – Ледовитый океан). А это волшебный океан, океан «Оживил».

Воспитатель: А как вы думаете, что делает этот океан? (Он оживляет все предметы, которые в нем находятся).

Воспитатель: Что может случится с предметами, которые попали в океан «Оживил»? (Они оживляются).

Воспитатель: Что мы видим в нем? (карандаш и линейка)

О чем может думать карандаш? О чем может думать линейка? (выслушивает ответы детей).

Воспитатель: Можем ли мы как – то изменить их мысли, их настроение? (Мы можем их взять с собой, наше облако тоже увеличилось над океаном, с помощью водяного пара, он испаряется с океана из – за жаркого солнышка, поднимается над водой и летит вверх, потом охлаждается, капельки объединяются, и становится большими облаками. Наше облачко стало тоже большим и сильным и принесло детей на лесную полянку).

Воспитатель: Маша и Ваня спустились с него на землю и попрощались с облачком. Вам понравилось наше путешествие? (Да, мы же нашли новых друзей, карандаша и линейку).

Воспитатель: Дети, а вы хотели бы нарисовать наше путешествие и сделать из него потом мультфильм и показать его потом остальным детям? Берите бумагу, цветные карандаши и приступайте, нарисуйте то, что вам понравилось в нашем путешествии. (дети рисуют.

Воспитатель: А в следующий раз мы с облачком полетим на Север. Что нам для этого будет нужно? (Сделать новое игровое поле, новых героев).

Надежда Гуреева
Значение игр-фантазий для развития воображения у дошкольников

1. ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

У современных детей умение играть развито очень слабо . Игра вытеснилась другими, взрослыми видами деятельности. Согласно возрастной переодизации, специфика каждого возрастного периода и условия полноценного психического развития связаны с возрастным новообразованием . Для дошкольников это психологическое новообразование проявляется в функции воображения . Так как основным видом деятельности для дошкольников остается игра , то и актуальным на этот переиод будет вопрос развития фантазии через различные виды игр.

«Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром». Фридрих Фребель.

Один из основоположников отечественной психологии Л. С. Выготский говорил, что основой игры является мнимая или воображаемая ситуация . Воображаемая ситуация имеет место там, где есть расхождение наглядного поля и поля смыслового.

В режиссерских играх, проигрывая ситуации, связанные с неприятными переживаниями, рассуждая вслух, ребенок научается более адекватно оценивать отображаемые события, приобретает возможность вставать на чужую точку зрения, осмыслять ее, что приводит к смягчению эмоциональной реакции, к большему пониманию ситуации.

Психологический анализ различных видов игр показал, что каждый из них имеет разное значение для формирования отдельных компонентов воображения . Так, предметная среда, в основном, складывается в начальных формах режиссерской игры, где ребенок упорядочивает единым сюжетом различные игрушки и предметы. Прошлый опыт ребенка получает наибольшую реализацию сюжетно – ролевой игре, когда проигрываются все его жизненные впечатления. Наконец, особая внутренняя позиция формируется сначала в образно – ролевой игре, а затем получает свое интенсивное развитие в режиссерской .

2. СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ РАЗВИТИЮ ФАНТАЗИИ У ДЕТЕЙ

Этому наш коллектив уделяет особое внимание, так как в предметной среде ребенок растет, действует, творит и поэтому предметная среда должна быть многофункциональной, не сдерживающей полет фантазии ребенка.

Самодельные куклы, куклы на перчатке, варежке,

Коробки (пещеры, шалаши, туннели, летающие тарелки, космодромы,

Самодельные значки на липучках ,

Переносная игровая комната с небольшими куклами, домик, лоскутки ткани, шарики, брусочки,

Наряды : накидки (многофункциональные-мушкетер, принцесса., платки разного размера, куски ткани разного цвета,

Коллекции : перья, веера, цветные ленточки, пояса, ремни.

Бросовый материал : гибкий шланг, трубочки, колесо, пластмассовые крышки, детали машин, формочки для яиц, поролон, баночки.

Материал для обустройства пространства : занавески с петлями на концах, с рисунком, который может обозначать - кафе , ресторан, больницу.

Волшебная палочка, сундучок,

Панно, карты с волшебными странами, сказочными пещерами, страны облаков, цветовых пятен со съемными изображениями героев и вещей,

Книжки-самоделки : «История одной вещи» , «Оживший холодильник» , «Туфельки на балу» , «Королевство зеркал и зеркалец» .

2. ИГРЫ, ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

В нашем детском саду для развития воображения проводятся следующие игры, упражнения,даются задания :

«Незаконченный рисунок» .Задание : предложите ребенку подумать, на что похожа эта картинка, и дорисовать ее.

«Угадай, кто я» .Ход игры : дети с помощью жестов или звуков изображает какой – либо предмет (паровоз, чайник, самовар, собака, кошка) .Задание : ребенку надо отгадать, что это за предмет.

«Укрась слово» .Задание : предложить ребенку подобрать как можно больше определений к данному слову (осень, дом, зима, лето, бабушка, цветок, мама, игра и др.)

«Использование предметов» .Задание : ребенок должен перечислить все возможные случаи употребления данного предмета.Варианты : карандаш, газета, листок бумаги, книга, кисточка, табурет, лопата, крышка.

«Представь, будто» .Задания : ребенок должен представить и изобразить, как вдевает нитку в иголку; как задувает свечи на торте в день рождения; часы с маятником, которые бьют; изобразить и озвучить часы с кукушкой, мотоцикл; парикмахера, который делает прическу; маленького рыболова, хирурга во время операции.

«Составь предложение» .Задание : составить предложение, используя названия предметов, изображенных на картинках.

«Составление изображений объектов» .Задания : пользуясь геометрическими фигурами, ребенок должен нарисовать лицо человека, нарисовать дом и другие предметы.

«Составь загадку» .Задания : предложите ребенку составить загадку о зонтике.Подсказки : на что похож предмет (на гриб, на волчок, на колокольчик) ; чем отличается (несъедобный, не крутится, укрывает от дождя) ;загадка : как гриб, но съесть нельзя, как волчок, но не крутится, как колокольчик, но от дождя укроет.

«Что произойдет» .Задание : предложите ребенку подробно ответить на предложенный вопрос.Например : что произойдет, если оживут все сказочные герои?; что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом? ; что произойдет, если дождь будет лить не переставая? И др.

Желаем всем педагогам творить и фантазировать, потому что только такой педагог может понять ребенка, сделать его жизнь интересной!

Когда ребёнок рисует сотую ёлочку «как в садике» или, сложив мозаику точно по инструкции, начинает скучать, понимаешь, что аксиома «все дети — выдумщики и фантазёры» немного расходится с реальностью. К счастью, творческие способности легко расшевелить. И материалы для креативных игр всегда у вас под рукой.

Сказка каждый день

Сочинительство — это самая простая игра, которая не требует ни подготовки, ни игрушек, ни большой компании. Для начала придётся немного пошевелить левой долей мозга и придумать истории, например, о вилке и ложке, потерявшемся сандалике или уехавшей в далёкую Тулу к бабушке. Постепенно подключайте ребёнка. Куда уехала электричка? Может быть, на море? А что ботинки любят на обед? Со временем усложняйте задачу. Например, ребёнок постарше уже может придумать и нарисовать комикс. В поездках, на даче отлично сочиняются дневники путешественников и первооткрывателей. Расскажите ребенку о стихах и о том, что его любимые фильмы снимают по книгам и сценариям, которые, кстати, он тоже может писать.

Истории и сказки не только развивают фантазию, но и позволяют обсуждать сложные вопросы, решать некоторые проблемы с детским поведением, например, со страхами. Для этого в сюжет вводят актуальную для ребёнка тему и показывают, как герой справляется в сходной ситуации. Тут важно помнить: главное — приключения, а не нравоучения.

Творческие дорисовки

Многие дети заражаются в учебных заведениях неуверенностью в своих силах и привычкой рисовать «так, как сказали». К сожалению, обстановка постоянного сравнения с другими детьми творчеству не очень способствует. Так что открытками на 8 марта и 9 мая семья будет обеспечена, а вот любовь к живописи, скорее всего, угаснет. Исправить эту печальную перспективу может возвращение к корням, то есть к каракулям. Поиграйте в дорисовки. Пусть ребёнок ставит цветные пятна красками, а вы быстренько превращайте абстракции в человечков, зверей, роботов или цветы. Потом меняйтесь ролями. Вырезайте получившиеся существа, играйте с ними. Меняйте и материалы: гуашь, акварель, акрил, мелки, карандаши, фломастеры, тушь, коллаж.

Дорисовки вернут ребёнку творческий энтузиазм и смелость, необходимую художнику.

Безумное суповарение

Предложите ребёнку устроить званый обед. Только не надо как положено рассаживать кукол вокруг стола перед пустыми игрушечными чашками. Как известно, главное в обеде — суп. Предложите приготовить этот суп в настоящей, самой большой кастрюле из всего, что ребёнок найдёт в доме, на его взгляд, подходящего (разумеется, без воды). Конечно, придётся морально подготовиться к тому, что в котёл могут полететь носки, зубные щётки и зарядка от телефона. Если вы не в силах видеть такое безобразие, значит, творческие игры тут нужны не только младшему поколению. Когда суп будет готов, созывайте гостей. Опять-таки, не ограничивайтесь плюшевой армией. Зовите на суп бабушку, кота, паровоз и папин галстук и придумывайте вместе с ребёнком беседы, которые эти гости могли бы вести за столом.

Задача этой игры в том, чтобы ребёнок понял: всякой вещи можно придумать новую функцию и, конечно, в том, чтобы повеселиться.

А теперь — дискотека!

Игры с музыкой идеальны для компании детей. Дайте им задание найти себе музыкальные инструменты. Ими могут оказаться кастрюли и ложки, плоские расчёски (покажите, как на них играть), пустые пластиковые бутылки, в которые насыпано немного крупы и т.д. В общем, пусть ищут всё, чем можно производить всевозможный шум. Затем включайте самую весёлую музыку, и вперёд, подыгрывать ритму, петь и танцевать.

Такая игра покажет детям, что музыка может рождаться не только из многолетних страданий в музыкальной школе, а заодно позволит всем подвигаться и потратить неуёмную детскую энергию.

Наблюдения за природой

Хорошо, если погода и комары позволяют улечься на травку. Но и садовая скамейка вполне подходит для этой игры. Смотрите с ребёнком на облака и обсуждайте их формы. Начните с простых: вон то похоже на подушку, а это — на сладкую вату. Сами не заметите, как обнаружите на небе замки и драконов. Затем начинайте искать сходства и подобия в других явлениях природы. На что похожа эта лужа? А вот лист, совсем как черепаха! Смотри, какая тень на стене и прожилки в камне.

Это упражнение развивает не только фантазию, но и наблюдательность и делает окружающий мир более интересным.

Смешной конкурс

Ещё одна игра для компании, которая, кстати, может помочь вам с ответом на вопрос, чем занять детей на день рожденья. Устройте соревнование. Но оно должно отличаться от детсадовских или школьных мероприятий лёгкой атмосферой безумия. Ваша задача придумать максимально странное задание. Это может быть конкурс портретов самых вредных принцесс, лучших стихотворений о хомяке, самых несъедобных бутербродов или выставка поломанных мобильных телефонов, конечно, с докладами и презентациями. В меру нелепые награды должны получить все.

У наших детей впереди долгие годы, во время которых им будут объяснять, как важно делать всё по правилам, стремиться к совершенству и бороться за первые места. Такая игра не только подстегнёт фантазию, но и покажет, что не всегда в жизни необходимо быть самым лучшим.

Нарядная церемония

Дополнительный плюс такой игры в том, что ребёнок поймёт: одежда создана для людей, а не люди для одежды.

Дом в доме

Коробки — идеальный материал для развития фантазии. Один из вариантов игр с ними — сооружение многоэтажного дома для игрушек. Накопите побольше коробок разного размера, возьмите ножницы, скотч, краски, цветную бумагу, и вперёд! Сначала склеивается башня. Ваша задача — контроль качества. Следите, чтобы постройка была крепкой, она не должна развалиться под тяжестью игрушек. Потом прорезаете в ней двери и окошки, затем обдумываете с ребёнком интерьер и украшения и, наконец, заселяете жильцов. Идеально построить дом не меньше роста ребёнка. Игра с домом может затянуться на недели, ведь игрушки начнут ходить друг к другу в гости или делать ремонт.

Игра хороша тем, что развивает одновременно и инженерные способности, и дизайнерские. Причём самодельная башня может ещё долго расти вместе с ребёнком.

Научный труд

Отличная игра для тех, чьи дети ничего не выкидывают и берегут все шпунтики, винтики, штучки и отломанные детали. Если шпунтиками также поделится папа или дедушка, будет совсем прекрасно. Вводная часть. Расскажите ребёнку о том, кто такие изобретатели. И о том, что всё вокруг было кем-то когда-то изобретено. Хорошо бы привести пару примеров. После этого надо организовать лабораторию учёного, выдать инструменты, объяснить технику безопасности, и вперёд, наслаждаемся тишиной и видом сопящего над вечным двигателем ребёнка. Что делает это изобретение, выяснять потом не обязательно. Главное, чтобы ребёнок был доволен результатом.

Если игра в наблюдение за облаками обращала внимание ребёнка на богатство природного мира, то эта игра открывает для него мир вещей, созданных людьми.

Зоопарк с Марса

Когда все коровки, собачки и мишки уже изучены вдоль и поперёк, пора выдумывать новые виды. Предложите ребёнку создать инопланетных животных. Они могут жить у себя на планетах, а вы будете за ними наблюдать. Или, например, вы можете поймать их и заселить ими зоопарк. Новых животных можно рисовать, вырезать, лепить, мастерить. Разумеется, у каждого зверя будет свой корм, свой домик, своё название и привычки.

Сочиняя истории о фантастических животных вместе с ребёнком, вы можете заодно рассказать ему немного о биологии и анатомии реальных зверей и птиц. Таким образом, фантазия и наука взаимно обогатят друг друга.

Достоинство творческих игр заключается в том, что они никогда не бывают лишними. Если ребёнок уже знает арифметику, его не нужно лишний раз спрашивать, сколько будет пятью пять. Но если он уже рисует, сочиняет, выдумывает, ещё одна игра на развитие фантазии не повредит. В зависимости от возраста ребёнка и того, насколько его мышление гибко, вы можете легко регулировать сложность игр. Одним детям предлагайте просто понаблюдать за вами, другим — более или менее дополнить игру, а некоторым вполне достаточно просто подкинуть творческую идею, дальше они, к общей радости, будут действовать сами.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта