Главная » Пасьянсы  » Дидактические игры по валеологии в школе. Уголок валеологии в образовательном пространстве группы

Дидактические игры по валеологии в школе. Уголок валеологии в образовательном пространстве группы

Годовых Светлана Александровна
Картотека дидактических игр по валеологии

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МОЕ ЛИЦО»

Цели : Учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов) . Развивать мелкую моторику рук. Закреплять понятия детей о цвете (голубые, зеленые, серые, карие глаза) . Закреплять представление о частях лица; активизировать словарь : глаза, рот, губы, нос, брови. Развивать тактильные ощущения.

Материал : разноцветная тесьма, пуговицы, палочки, пластилин, наждачная бумага, бархатная бумага, поролон.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧИСТЫЕ РУКИ»

Цели : Обучать последовательности действий процесса умывания. Активировать словарь : мыло, мочалка, щетка, полотенце. Формировать потребности в соблюдении правил личной гигиены. Учить практическому освоению навыков здорового образа жизни.

Материал : картинки с правилами , предметами туалета, мелкие игрушки, объемные фигурки животных, предметы труда.

1 – й вариант – воспитатель предлагает детям выбрать картинки , соответствующие правилу, когда надо мыть руки, и соответственно картинке найти объемные предметы.

2 – й вариант – воспитатель предлагает детям имитировать движения процесса умывания (развивается творчество и воображение) .

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УМЕЮ – НЕ УМЕЮ»

Цели : Активизировать внимание детей на свои умения и физические возможности своего организма. Развивать исследовательскую деятельность, воспитывать чувство собственного достоинства.

Содержание. В игре может участвовать любое количество детей (от 1 до 10) . Ведущий бросает ребенку мяч и произносит : «Я умею» или «Я не умею» . Ребенок, поймав мяч, должен продолжить фразу, объяснив, почему он умеет (что ему помогает) или не умеет (может ли научиться) это делать, и вернуть мяч ведущему. Например : «Я умею бегать, потому что у меня есть ноги» , «Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев» .

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЙДИ ПАРУ»

Цели : Упражнять детей в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности благодаря тактильным ощущениям (с завязанными глазами) .

Примечание. Ребенок должен объяснить, что помогло ему правильно определить разные материалы.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОПРЕДЕЛИ НА ОЩУПЬ»

Цель. Упражнять детей в угадывании знакомых предметов на ощупь, называя признаки этого предмета.

Содержание. Ребенок должен на ощупь определить предмет в «чудесном мешочке» и охарактеризовать его, выделяя как можно больше признаков. Воспитатель предлагает назвать цвет предмета и выясняет, почему невозможно это сделать. В целях усложнения игры в мешочек стоит положить лишь один предмет для угадывания, предварительно показав его остальным детям. За каждый правильный ответ вручается фишка.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВСЕ ПОМОЩНИКИ ВАЖНЫ,

ВСЕ ПОМОЩНИКИ НУЖНЫ, А КОМУ КАКОЙ НУЖНЕЕ?»

Цели. Активизировать знания детей о доминирующем развитии того или иного органа чувств для людей определенной профессии. Активизировать словарь : повар, разведчик дирижер, парфюмер, фокусник.

Содержание. Каждый игрок получает большую карточку с изображением человека определенной профессии. На столе лежат маленькие карточки с изображением того или иного органа чувств. Игроки по очереди достают по одной маленькой карточке и либо оставляют ее у себя, если она подходит к изображению на большой карточке (т. е. если этот орган чувств важен для людей данной профессии, либо возвращают обратно. (Например : к большой карточке с изображением парфюмера ребенок подбирает маленькую карточку , на которой изображен нос.) Игра заканчивается, когда у каждого игрока имеется по одной маленькой карточке , соответствующей большой. Затем игроки по очереди обосновывают свой выбор. Остальные игроки внимательно слушают и оценивают правильность. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки или допустил минимальное количество неточностей.

Примечание. Количество разрезанных карточек должно быть больше необходимого. Можно предложить вариант игры, при котором каждый из детей имеет право выбрать несколько больших карточек . Это становится возможным по мере овладения дошкольниками соответствующими знаниями об особенностях развития определенного органа чувств у людей разных профессий.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КТО БЫСТРЕЕ СОСЧИТАЕТ ПУГОВИЦЫ»

Цель. Активизировать внимание детей на том, что большое количество задействованных в работе анализаторов облегчают выполнение любой работы.

Примечание. Побеседовать с детьми о том, в каком случае, получается, считать быстрее и почему.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОГОВОРИМ БЕЗ СЛОВ»

Цель. Упражнять детей в понимании смысла некоторых жестов, позы, мимики человека.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОСЛУШАЕМ СВОЙ ОРГАНИЗМ»

Цель. Познакомить детей с элементарными приемами релаксации, что оказывает позитивное влияние на самочувствие и самоощущение.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОПРЕДЕЛИ ПО ЗВУКУ»

Цель. Упражнять органы слуха в определении и различении разных звуков.

Содержание. Для проведения игры дети делятся на две команды и садятся спиной к воспитателю. Воспитатель с помощью различных предметов и инструментов имитирует различные звуки. Для этого можно использовать музыкальные инструменты, бумагу, фольгу, надувной воздушный шар, стеклянную и металлическую посуду, насос для накачивания мячей, резиновую игрушку-пищалку и др. Игроки каждой команды по очереди угадывают звук. Выигравшей считается команда, давшая больше правильных ответов и допустившая меньше ошибок. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГАДАЙ, КТО ПОЗВАЛ»

(«КТО СКАЗАЛ «МЯУ» ?»)

Цель. Тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.

Для усложнения игры детям можно раздать по погремушке. Воспитатель указывает на очередного игрока, который должен погреметь своей погремушкой. Водящий определяет, кто из участников игры погремел погремушкой. При этом водящий может стоять в кругу, глаза должны быть у него закрыты.

МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОТГАДАЙ, ГДЕ ПУТЕШЕСТВОВАЛ МИШКА»

Цель. С помощью магнитофонных записей упражнять детей в восприятии различных звуков.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НЕ ПРОПУСТИ СВОЙ ЗВУК»

Цели. Развивать фонематический слух детей.

Содержание. Воспитатель предлагает каждому ребенку побыть домиком какого-то звука (дети сами выбирают и называют, чьим домиком они будут) . Для этого они выбирают нагрудный знак с изображением любого звука русского языка ([р], [о], [y] и т. д.) . В процессе слушания стихотворения (рассказа) дети определяют первый звук каждого слова. Услышав слово со «своего» звука, ребенку нужно быстро встать и сесть на место. Воспитатель следит за правильностью выполнения задания.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СКАЖИ ТИХО, ГРОМКО. КОГДА ЛУЧШЕ СЛЫШНО И ПОЧЕМУ?»

Цели. Развивать слух детей. Активизировать их внимание на силу голоса, при которой будет хорошо слышна их речь. Формировать культуру речи.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЧЬИ ГЛАЗА ТЕБЕ ПОМОГУТ?»

Цель. Закрепить знания детей об особенностях зрения живых организмов.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГЛАЗОМЕРА

Цели. Развивать глазомер детей, учить их соотносить величину предметов, длину отрезков и т. п.

Пометь карандашом центр круга.

Раздели прямоугольник пополам.

Проведи линию такой же длины.

Отрежь полоску такого же размера.

Вырежи такую же фигуру.

Затем воспитатель помогает проверить, насколько верно и точно выполнены задания, и по необходимости дает рекомендации.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧТО МОЖНО КУСАТЬ ЗУБАМИ?»

Цель. Развивать умение детей устанавливать положительное и отрицательное влияние на зубы продуктов, употребляемых в пищу

Содержание. Дети встают в круг. Водящий взрослый или ребенок (в зависимости от возраста детей группы) называет предметы, продукты. (Например : камень, булка, котлета, косточка, палец, орех и т. д.). Дети говорят «да» и поднимают руки вверх, если это можно кусать зубами, или говорят «нет» и приседают, если это нельзя кусать зубами.

Для подготовки по развитию тактильных ощущений ряд игровых заданий.

Цель - ознакомление с образцами различных видов поверхности (камнем – твердая поверхность; пухом – мягкая; шелком – гладкая; колючкой – колючая; ножом, бритвой – острая; огнем – горячая; снегом, льдом – холодная поверхность).

1. Возьми в руки камень. Сожми его пальцами. Чувствуешь, какой он твердый? Отыщи на столе предметы, о которых можно сказать «Твердый как камень» (карандаш, ручка и т. д.) .

2. Возьми в руки пушинку. Чувствуешь, какая она мягкая? Отыщи на столе предметы мягкие как пух. Как можно сказать о шерсти кошки, щенка? (У кошки шерсть мягкая, как пух. У щенка шерсть тоже мягкая, как пух.)

3. Разложи отдельно мягкие и твердые предметы.

4. Игра «Твердый – мягкий» . Принимают участие два человека. По команде ведущего дети поочередно называют твердые и мягкие предметы. В помощь каждому играющему дается мешочек с набором образцов материалов (кусочки камня, железа, льна, шерсти, хлопка) и изделий из них, выигрывает тот, кто назвал последним.

5. Потрогай семена разных растений. Определи, какие из них тверже (не поддаются лущению с помощью ногтей, а какие мягче. Отложи семена, которые можно расколоть только с помощью молотка (очень твердые) : орех, косточки вишни, сливы, абрикоса, персика и др. Скажи у чьего ребенка мягкая одежонка? (У дубового ребенка – желуденка мягкая одежонка. У каштаного ребенка мягкая одежонка и т. п.)

6. Потрогай колючку ежа. Отыщи на столе предметы колючие, как ежик, как колючка (металлическая щетка, ветка шиповника, розы и т. д.) .

7. Потрогай кусочек шелка, погладь его. Потрогай другие предметы на столе. О каких из них можно сказать «гладкий, как шелк» ? (Елочный шарик, полированный шкаф, шерсть у щенка и т. д.)

8. Игра «Колючий – гладкий» . В игре принимают участие два человека. По команде ведущего дети называют поочередно колющие и гладкие предметы (сначала колючие, а потом или вперемешку) . Как и в игре «Твердый – мягкий» , детям даются в помощь наборы подходящих предметов или изображения (если они с этими предметами прежде знакомились в натуре) . Выигрывает тот, кто последним назовет колючий или гладкий предмет. Игру можно проводить в другом варианте, заменив колючие предметы шершавыми (с шероховатой, выпуклой поверхностью) .

9. Осторожно потрогай нож, бритву, шило. Почему их называют острыми? Отыщи на столе острые, как нож предметы, острые, как шило предметы. Называй их, сравнивая с предметом, имеющим такой же наконечник или край поверхности (битое стекло острое, как нож; лыжная палка острая на конце, как копье и т. д.).

10. Отыщи на столе предметы, не имеющие острых краев (мяч, шарик, шишка, кукла и т. п.) . Почему для маленьких детей игрушки делают не острые?

11. Игра «Острый – тупой» . Проводится также, как описанные выше игры.

12. Вспомни, сидел ли ты когда-нибудь у камина, костра, подносил ли руку к горячим углям. О каких предметах можно сказать, что они горячие, как огонь, как жар?

13. Потрогай снег и лед. Они холодные. Подумай, о каких предметах говорят «холодный как лед» .

14. Игра «Холодный – горячий» (проводится по той же методике) .

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

К ЗАНЯТИЯМ ПО ВАЛЕОЛОГИИ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МОЕ ЛИЦО»

Цели: Учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов). Развивать мелкую моторику рук. Закреплять понятия детей о цвете (голубые, зеленые, серые, карие глаза). Закреплять представление о частях лица; активизировать словарь: глаза, рот, губы, нос, брови. Развивать тактильные ощущения.

Материал: разноцветная тесьма, пуговицы, палочки, пластилин, наждачная бумага, бархатная бумага, поролон.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧИСТЫЕ РУКИ»

Цели: Обучать последовательности действий процесса умывания. Активировать словарь: мыло, мочалка, щетка, полотенце. Формировать потребности в соблюдении правил личной гигиены. Учить практическому освоению навыков здорового образа жизни.

Материал: картинки с правилами, предметами туалета, мелкие игрушки, объемные фигурки животных, предметы труда.

1 – й вариант – воспитатель предлагает детям выбрать картинки, соответствующие правилу, когда надо мыть руки, и соответственно картинке найти объемные предметы.

2 – й вариант – воспитатель предлагает детям имитировать движения процесса умывания (развивается творчество и воображение).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УМЕЮ – НЕ УМЕЮ»

Цели: Активизировать внимание детей на свои умения и физические возможности своего организма. Развивать исследовательскую деятельность, воспитывать чувство собственного достоинства.

Содержание. В игре может участвовать любое количество детей (от 1 до 10). Ведущий бросает ребенку мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребенок, поймав мяч, должен продолжить фразу, объяснив, почему он умеет (что ему помогает) или не умеет (может ли научиться) это делать, и вернуть мяч ведущему. Например: «Я умею бегать, потому что у меня есть ноги», «Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЙДИ ПАРУ»

Цели: Упражнять детей в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности благодаря тактильным ощущениям (с завязанными глазами).

Примечание. Ребенок должен объяснить, что помогло ему правильно определить разные материалы.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОПРЕДЕЛИ НА ОЩУПЬ»

Цель. Упражнять детей в угадывании знакомых предметов на ощупь, называя признаки этого предмета.

Содержание. Ребенок должен на ощупь определить предмет в «чудесном мешочке» и охарактеризовать его, выделяя как можно больше признаков. Воспитатель предлагает назвать цвет предмета и выясняет, почему невозможно это сделать. В целях усложнения игры в мешочек стоит положить лишь один предмет для угадывания, предварительно показав его остальным детям. За каждый правильный ответ вручается фишка.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВСЕ ПОМОЩНИКИ ВАЖНЫ,

ВСЕ ПОМОЩНИКИ НУЖНЫ, А КОМУ КАКОЙ НУЖНЕЕ?»

Цели. Активизировать знания детей о доминирующем развитии того или иного органа чувств для людей определенной профессии. Активизировать словарь: повар, разведчик дирижер, парфюмер, фокусник.

Содержание. Каждый игрок получает большую карточку с изображением человека определенной профессии. На столе лежат маленькие карточки с изображением того или иного органа чувств. Игроки по очереди достают по одной маленькой карточке и либо оставляют ее у себя, если она подходит к изображению на большой карточке (т. е. если этот орган чувств важен для людей данной профессии), либо возвращают обратно. (Например: к большой карточке с изображением парфюмера ребенок подбирает маленькую карточку, на которой изображен нос.) Игра заканчивается, когда у каждого игрока имеется по одной маленькой карточке, соответствующей большой. Затем игроки по очереди обосновывают свой выбор. Остальные игроки внимательно слушают и оценивают правильность. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки или допустил минимальное количество неточностей.

Примечание. Количество разрезанных карточек должно быть больше необходимого. Можно предложить вариант игры, при котором каждый из детей имеет право выбрать несколько больших карточек. Это становится возможным по мере овладения дошкольниками соответствующими знаниями об особенностях развития определенного органа чувств у людей разных профессий.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КТО БЫСТРЕЕ СОСЧИТАЕТ ПУГОВИЦЫ»

Цель. Активизировать внимание детей на том, что большое количество задействованных в работе анализаторов облегчают выполнение любой работы.

Примечание. Побеседовать с детьми о том, в каком случае, получается, считать быстрее и почему.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОГОВОРИМ БЕЗ СЛОВ»

Цель. Упражнять детей в понимании смысла некоторых жестов, позы, мимики человека.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОСЛУШАЕМ СВОЙ ОРГАНИЗМ»

Цель. Познакомить детей с элементарными приемами релаксации, что оказывает позитивное влияние на самочувствие и самоощущение.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОПРЕДЕЛИ ПО ЗВУКУ»

Цель. Упражнять органы слуха в определении и различении разных звуков.

Содержание. Для проведения игры дети делятся на две команды и садятся спиной к воспитателю. Воспитатель с помощью различных предметов и инструментов имитирует различные звуки. Для этого можно использовать музыкальные инструменты, бумагу, фольгу, надувной воздушный шар, стеклянную и металлическую посуду, насос для накачивания мячей, резиновую игрушку-пищалку и др. Игроки каждой команды по очереди угадывают звук. Выигравшей считается команда, давшая больше правильных ответов и допустившая меньше ошибок. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГАДАЙ, КТО ПОЗВАЛ»

(«КТО СКАЗАЛ «МЯУ»?»)

Цель. Тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.

Для усложнения игры детям можно раздать по погремушке. Воспитатель указывает на очередного игрока, который должен погреметь своей погремушкой. Водящий определяет, кто из участников игры погремел погремушкой. При этом водящий может стоять в кругу, глаза должны быть у него закрыты.

МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОТГАДАЙ, ГДЕ ПУТЕШЕСТВОВАЛ МИШКА»

Цель. С помощью магнитофонных записей упражнять детей в восприятии различных звуков.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НЕ ПРОПУСТИ СВОЙ ЗВУК»

Цели. Развивать фонематический слух детей.

Содержание. Воспитатель предлагает каждому ребенку побыть домиком какого-то звука (дети сами выбирают и называют, чьим домиком они будут). Для этого они выбирают нагрудный знак с изображением любого звука русского языка ([р], [о], [y] и т.д.). В процессе слушания стихотворения (рассказа) дети определяют первый звук каждого слова. Услышав слово со «своего» звука, ребенку нужно быстро встать и сесть на место. Воспитатель следит за правильностью выполнения задания.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СКАЖИ ТИХО, ГРОМКО. КОГДА ЛУЧШЕ СЛЫШНО И ПОЧЕМУ?»

Цели. Развивать слух детей. Активизировать их внимание на силу голоса, при которой будет хорошо слышна их речь. Формировать культуру речи.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЧЬИ ГЛАЗА ТЕБЕ ПОМОГУТ?»

Цель. Закрепить знания детей об особенностях зрения живых организмов.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГЛАЗОМЕРА

Цели. Развивать глазомер детей, учить их соотносить величину предметов, длину отрезков и т. п.

Пометь карандашом центр круга.

Раздели прямоугольник пополам.

Проведи линию такой же длины.

Отрежь полоску такого же размера.

Вырежи такую же фигуру.

Затем воспитатель помогает проверить, насколько верно и точно выполнены задания, и по необходимости дает рекомендации.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧТО МОЖНО КУСАТЬ ЗУБАМИ?»

Цель. Развивать умение детей устанавливать положительное и отрицательное влияние на зубы продуктов, употребляемых в пищу

Для подготовки по развитию тактильных ощущений ряд игровых заданий.

Цель – ознакомление с образцами различных видов поверхности (камнем – твердая поверхность; пухом – мягкая; шелком – гладкая; колючкой – колючая; ножом, бритвой – острая; огнем – горячая; снегом, льдом – холодная поверхность).

1 . Возьми в руки камень. Сожми его пальцами. Чувствуешь, какой он твердый? Отыщи на столе предметы, о которых можно сказать «Твердый как камень» (карандаш, ручка и т.д.).

2 . Возьми в руки пушинку . Чувствуешь, какая она мягкая? Отыщи на столе предметы мягкие как пух. Как можно сказать о шерсти кошки, щенка? (У кошки шерсть мягкая, как пух. У щенка шерсть тоже мягкая, как пух.)

3. Разложи отдельно мягкие и твердые предметы.

4. Игра « Твердый – мягкий ». Принимают участие два человека. По команде ведущего дети поочередно называют твердые и мягкие предметы. В помощь каждому играющему дается мешочек с набором образцов материалов (кусочки камня, железа, льна, шерсти, хлопка) и изделий из них, выигрывает тот, кто назвал последним.

5. Потрогай семена разных растений. Определи, какие из них тверже (не поддаются лущению с помощью ногтей), а какие мягче. Отложи семена, которые можно расколоть только с помощью молотка (очень твердые): орех, косточки вишни, сливы, абрикоса, персика и др. Скажи у чьего ребенка мягкая одежонка? (У дубового ребенка – желуденка мягкая одежонка. У каштаного ребенка мягкая одежонка и т.п.)

6. Потрогай колючку ежа. Отыщи на столе предметы колючие, как ежик, как колючка (металлическая щетка, ветка шиповника, розы и т.д.).

7. Потрогай кусочек шелка, погладь его. Потрогай другие предметы на столе. О каких из них можно сказать «гладкий, как шелк»? (Елочный шарик, полированный шкаф, шерсть у щенка и т.д.)

8. Игра « Колючий – гладкий». В игре принимают участие два человека. По команде ведущего дети называют поочередно колющие и гладкие предметы (сначала колючие, а потом или вперемешку). Как и в игре «Твердый – мягкий», детям даются в помощь наборы подходящих предметов или изображения (если они с этими предметами прежде знакомились в натуре). Выигрывает тот, кто последним назовет колючий или гладкий предмет. Игру можно проводить в другом варианте, заменив колючие предметы шершавыми (с шероховатой, выпуклой поверхностью).

9. Осторожно потрогай нож, бритву, шило. Почему их называют острыми? Отыщи на столе острые, как нож предметы, острые, как шило предметы. Называй их, сравнивая с предметом, имеющим такой же наконечник или край поверхности (битое стекло острое, как нож; лыжная палка острая на конце, как копье и т.д.).

10. Отыщи на столе предметы, не имеющие острых краев (мяч, шарик, шишка, кукла и т.п.). Почему для маленьких детей игрушки делают не острые?

11. Игра « Острый – тупой». Проводится также, как описанные выше игры.

12. Вспомни, сидел ли ты когда-нибудь у камина, костра, подносил ли руку к горячим углям. О каких предметах можно сказать, что они горячие, как огонь, как жар?

13. Потрогай снег и лед. Они холодные. Подумай, о каких предметах говорят «холодный как лед».

14. Игра « Холодный – горячий» (проводится по той же методике).

По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье» — это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений».

На здоровье ребенка оказывает влияние целый ряд факторов:

  • наследственность (доля влияния составляет 20%)
  • воздействие окружающей среды (доля влияния - 20%)
  • медицинское обслуживание (доля влияния - 10%)
  • образ жизни (доля влияния - 50%).

Эти данные заставляют обратить самое серьезное внимание на четвертую группу факторов. Ее составляют отношение ребенка к своему здоровью, его питание, соблюдение режима дня, двигательная активность, закаливание, полноценный сон, овладение гигиеническими навыками. Игры и упражнения, которые предлагаются в данном разделе позволят сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью.

На кого я похож
Цель: развитие умения посмотреть на себя со стороны, сравнивать человека с другими животными организмами, находить сходства и отличия, способствовать развитию воображения.

Материал: фотографии родителей, других близких родственников детей, призы.

Описание: предложить детям внимательно рассмотреть фотографии, найти похожие черты. Тот, кто найдет наибольшее количество признаков получает приз.

Кто как на свет появился

Цель: закрепление представлений детей о том, как появляются на свет живые существа.

Оборудование: три большие картинки с изображением яйца, икринки, бутылочки с молоком и соской; мелкие картинки с изображением людей, животных, птиц, земноводных, насекомых.

Перед детьми лежат перевёрнутые изображением вниз картинки с животными, насекомыми, земноводными, людьми. Дети выбирают любую картинку, сообщают, каким образом это существо появилось на свет. Затем совмещают маленькую картинку с большой – с изображением яйца, икринки, бутылочки с соской (для млекопитающих).

Садовник

Цель: ознакомление с внешним строением тела человека, формировать умение видеть в других людях хорошее.

Описание: дети встают в круг, в центре ведущий - садовник. Он произносит следующие слова: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме Юленьки! « Далее «садовник» рассказывает о достоинствах Юленьки. Затем ведущим-садовником становится Юленька. Она выбирает кого-либо из ребят и рассказывает, чем он(а) хорош(а), объясняя таким образом свой выбор.

Назови правильно

Цель: закрепление знаний о средствах гигиены, их назначении и правильном применении.

Материал: предметные картинки разнообразной тематики, среди них- с изображением средств гигиены, фишки.

Описание: дети выбирают из многообразия предметов те, которые помогают им ухаживать за собой. Например: « Я умываюсь «(какие предметы помогают тебе в этом), «Я принимаю душ» и т. д.За правильный выбор -фишка.

Подбери одежду по временам года

Цель: формирование умения различать предметы одежды в зависимости от времени года.

Материал: предметы одежды, используемые в разные времена года, 4 куклы.

Описание: дети разбиваются на команды, каждая из которой «одевает» свою куклу по определенному времени года.

Кому что нужно для жизни

Цель: закрепление знаний и представлений об основных потребностях живых организмов в тепле, воздухе, пище, среде обитания.

Материал: карточки с изображением живых существ(человек, собака, дерево, цветок и т. д.; карточки с изображением пищи, среды обитания.

Описание: предложить детям подобрать к каждой карточке пару, отвечая на вопросы — выбери то, что нужно птице для жизни? Что нужно собаке, чтобы она могла жить.

Кто я?

Цель: расширение знания ребёнка о самом себе, своём имени, своей фамилии, возрасте.

Оборудование: зеркало; предметные картинки с изображением животных, птиц.

Расскажи, что ты знаешь о себе (имя, возраст, рост, цвет и длина волос, цвет глаз, дата рождения, девочка или мальчик).

Расскажи, на кого ты похож: на маму или папу.

Есть ли у тебя признаки, которые присутствуют у какого – либо животного, птицы?

Светофор здоровья

Цель: формирование представлений о здоровом образе жизни.

Материал: круги красного, желтого, зеленого цветов, предметные картинки.

Описание: предложить «зажечь» светофор здоровья. Зеленый круг- то, что помогает человеку вести здоровый образ жизни; желтый- то, к чему нужно относиться с осторожностью, красный круг- то, что вредит здоровью.

Назови спортсмена

Материал: картинки с изображением спортсменов.

Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.

Описание: дети играют в парах. Один берет картинку с изображением спортсмена и движением показывает заданный вид спорта, другой — отгадывает. Затем игроки меняются местами.

Где спрятались витамины?

Цель: закрепление представления о группах витаминов, их значении и пользе для здоровья.

Материал: корзинки с буквами, указывающими на группы витаминов(А, В, С); муляжи фруктов и овощей.

Описание: предложить разложить муляжи по корзинам с соответствующей группой витаминов.

Что сначала — что потом (режим дня)

Цель: закрепление представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья.

Материал: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определенного периода суток.

Описание: предложить игрокам разложить картинки в правильной последовательности, объяснить свой выбор.

Солнце, воздух и вода — наши верные друзья

Цель: формирование представления о средствах и видах закаливания (водные, воздушные, солнечные), их значении для здоровья.

Материал: сюжетные картинки.

Описание: дети рассматривают картинки, определяют, какую пользу для здоровья приносят солнце, воздух и вода. Выигрывает тот, кто назовет наибольшее количество полезных свойств.

Почему заболели ребята?

Цель: формировать умение выявлять причинно-следственные связи, воспитывать заботливое отношение к своему здоровью, развитие связной речи.

Материал: сюжетные картинки с изображением правильных и неправильных действий (ведущих к заболеванию).

Описание: дети выбирают картинки с изображением неправильных действий, объясняют свой выбор.

Назови правильно (медикаменты)

Материал: картинки с изображением медикаментов, входящих в состав «домашней аптечки», «аптечка».

Описание: детям предлагается собрать «домашнюю аптечку», называя медикаменты, объяснить свой выбор.

Выбери лекарственные растения

Цель: ознакомление с названиями медикаментов, которыми пользуются для лечения и которые входят в состав «домашней аптечки».

Материал: предметные картинки с изображением растений, кукла «Айболит».

Описание: дети из всех предложенных картинок выбирают лекарственные растения, а «Айболит» объясняет какими лечебными свойствами они обладают.

Как нужно ухаживать за собой?

Оборудование: волчок, фишки, карточки с вопросами.

Ведущий крутит волчок, который определяет карточку с вопросом. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

Вопросы

1. Назови предметы, которые тебе понадобятся для умывания (мыло, полотенце).

2. Назови предметы, которые потребуются для того, чтобы принять душ (шампунь, мыло, гель для душа).

3. Как часто нужно мыться? (Каждый день).

4. Как часто нужно чистить зубы? (Утром и вечером).

5. Как часто нужно подстригать ногти? (Не реже 1 раза в 10 дней).

6. Как часто нужно мыть уши? (Каждый день).

7. Как часто нужно менять нижнее бельё? (Каждый день).

Ты покажи — я отгадаю

Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.

Описание: одна подгруппа детей с помощью конкретных движений показывает (загадывает), каким видом спорта они занимаются. Другая подгруппа — отгадывает, кто был изображен (лыжник, пловец, хоккеист, гимнаст и т. д.).

Добрые слова

Цель: формировать желание видеть в других людях хорошее, развитие речи, воображения.

Описание: дети встают в круги, передавая мяч по кругу, называют одно из хороших качеств соседа или называют его ласковым именем.

Составляем меню

Цель: формирование представлений о том, что здоровье зависит от правильного питания — еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

Материал: игровая посуда, муляжи фруктов, овощей, продуктов питания.

Описание: ведущий говорит игрокам: «Перед вами накрытый стол для обеда (ужина). Положи в первую тарелку то, что ты захочешь съесть вначале, затем заполни вторую тарелку, и вазочку для десерта. Отметить тех игроков, которые заполнили свои тарелки не одними сладостями, а кто — «составил меню», полезное для здоровья.

Чтобы кожа была здоровой

Цель: формирование навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.

Оборудование: картинки, помеченные красным ободком с неправильными действиями детей.

Дети рассматривают картинки, находят, что неправильно. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у которого окажется больше фишек.

Картинки

Ребёнок облизывает ссадины, порезы.

Мальчик в грязном белье.

Девочка надевает чужую обувь.

Что мы знаем о вещах?

Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.

Материал: четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.

Описание: в игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением « травмы». Воспитатель (ребенок) - ведущий. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по валеологии. Игра «Счастливый случай»

Автор: Коваленко Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад «Сказка» г. Горняка Алтайского края Локтевского района

Игра «Счастливый случай» по теме валеологии, разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нём участвуют подготовительной к школе группы детского сада. Данный сценарий будет полезен для воспитателей ДОУ, учителей начальных классов.

Цель:
научить детей заботиться о своём здоровье;
формировать привычки здорового образа жизни;
воспитывать у детей стремление быть здоровыми;
развивать способности к умозаключению, желанию самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Словарная работа:
Активизировать слова: желудок. Кровообращение, педиатр, стоматолог, терапевт, хирург.
Оборудование:
Эмблемы для команд: «Знайки» и «Умницы»; два чёрных ящика; картинки или игрушки: утюг, фен, газовая плита, спички; карточки с изображением внутренних органов для игры «Что лишнее?»; карточки-кружки (заменители витаминов) на металлографе.

Ход занятия:

Ведущая «превращается» в мудрую сову (маска, накидка).
Сова: - Здравствуйте, дети! Начинаем игру «Счастливый случай». Все мы хотим быть здоровыми, сильными и красивыми. И сегодня мы с вами попробуем разобраться, что же помогает нам стать такими. В нашей игре участвуют две команды»Знайки» и «Умницы». За каждое правильно выполненное задание команда будет получать фишки. Раз игра у нас про здоровье, то и фишками нам будут служить витамины, которые в конце игры мы заменим на настоящие. Команды, поприветствуйте друг друга:
Команда «Знайки»
Мы команда «Знайки»
Соперникам мы шлём привет.
И от души желаем
Знать правильный ответ!
Команда «Умники»
Мы, «Умники», друзья
Нам проиграть никак нельзя.
С вами мы сразимся, так просто не сдадимся!
Сова: - итак. Первый гейм – «разминка»
Все мы знаем, что «Чистота – залог здоровья!»чтобы мы могли успешно бороться с микробами, нам нужны помощники. А какие – узнаете в игре «Загадки и отгадки».
(Дети поочередно загадывают друг другу загадки).
1. Гладкое, душистое, моет чисто. Нужно, чтобы у каждого было. Что это? (Мыло).
2. Зубов много, а ничего не ест? (расчёска).
3. Резинка Акулинка пошла гулять по спинке. Пока она гуляла, спинка розовая стала? (Губка).
4. Мойдодыру я родня, отверни -ка ты меня,
И холодною водою, быстро я тебя умою! (Кран).
5. Языка нет, а правду скажет? (Зеркало).
6. Костяная спинка, на брюшке щетинка
По частоколу попрыгала, всю грязь повычистила? (Зубная щетка).
7. Плещет тёплая волна, под волною белизна,
Отгадайте, вспомните, что за море в комнате? (Ванна).
8. Лёг в карман и караулю: Рёву, Плаксу и Грязнулю,
Им утру потоки слёз, не забуду и про нос! (Носовой платок).
9. В руки все меня берут и усердно тело трут,
Как приятно растереться, я, ребята….(Полотенце).
10. Вроде нежна на вид, но не просит пищи,
По одежде пробежит – она станет чище! (Одёжная щетка).
11. По утрам и вечерам чистит зубы пастой нам? (Зубная щетка).
12. Вот какой забавный случай, поселилась в ванной туча,
Дождик льётся с потолка, мне на спину и бока.
До чего приятно это, дождик тёплый. Подогретый.
На полу не видно луж, все ребята любят…(Душ).
Сова: - Следующий игра «Покажи», она вам хорошо знакома. Приготовились, начали!
(Воспитатель называет части тела и органы, а дети показывая где они находятся, дотрагиваются до них ладонями).
Щёки, колени, подбородок, бока, затылок, ухо, живот, пятки, подмышки, шея, мозг, лёгкие, сердце, руки, голова…
Сова: - молодцы! Вы всё правильно показали и справились с этим заданием. Каждая команда получает по витаминке.
А теперь начинаем второй гейм: «Заморочки из бочки».
Доставайте каждый себе сам вопрос, я буду зачитывать их, а вы отвечать.
(Воспитатель поочерёдно подносит бочку к играющим, они поочерёдно достают вопросы).
Вопросы для «Умников»
1. Когда можно есть сладкое? (после еды).
2. Что нужно сделать перед едой? (вымыть руки).
3. Можно ли есть на ходу? (нет. Можно подавиться и пища попадёт в дыхательное горло).
4. Чем полезна и чем вредна жевательная резинка? (она очищает полость рта и зубы от остатков пищи, но если её жевать долго, она заставляет работать желудок в пустую).
5. Чем полезна морковь? (она полезна для зрения, в ней много каротина – витамина «А»).
Вопросы для команды «Знаек»
1. Почему сладкое вредно есть в любое время суток? (могут заболеть зубы).
2. Что нужно делать после еды? (полоскать рот от остатков пищи).
3. Полезны ли чипсы? (жареная пища вредна для желудка).
4. Можно ли разговаривать во время еды? (нет. Даже есть поговорка: «Когда я ем - я глух и нем»).
5. Чем полезно молоко? (в нём витамин «Д», оно богато кальцием, чем полезно для укрепление костей).
Сова: - Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием. А теперь у нас эстафета «Полезные продукты». Все знают, что продукты бывают полезные и вредные для организма. И сейчас мы узнаем какая команда справиться с этим заданием.
(Команды выстраиваются в колонны, напротив их стоят корзины с продуктами. Первые игроки подбегают к корзинам, берут из корзины полезные продукты «Умники» и вредные «Знайки» бегут обратно, ставят на стол и передают эстафету следующему игроку. Побеждает команда, первая правильно выполнившая задание).
Подведение итогов, вручение витаминов.
Сова: - А теперь капитаны должны постоять за честь своей команды. Начинаем гейм «Конкурс капитанов» - игра «Что лишнее?». Капитаны возьмут по карточке, внимательно посмотрят на рисунки и скажут. Что здесь лишнее и почему.
1-ая карточка – сердце, лёгкие, почки, руки.
Ответ: -Здесь нарисованы внутренние органы человека, руки лишние, потому что это часть тела.
2-ая карточка6 – голова. Туловище, руки, печень.
Ответ: - Здесь нарисованы части тела, лишний рисунок – печень, потому что это внутренний орган.
Сова: - справились. Ребята? Совершенно верно и каждый капитан получает свою витаминку.
А мы начинаем четвёртый гейм «Ты - мне, я – тебе». Обе команды подготовили вопросы друг другу. И сейчас они зададут их поочерёдно.
Вопросы для команды «Умники»
1. Как называется орган пищеварения? (желудок).
2. Как называется орган зрения? (глаза).
3. Как называется орган обоняния? (нос).
4. Как называется орган слуха? (ухо).
5. Как называется орган кровообращения? (сердце).
Вопросы для команды «Знайки»
1. Как называют врача, который лечит взрослых на дому (терапевт).
2. Как называют врача, который лечит детей? (педиатр).
3. Как называют врача, который лечит зубы? (стоматолог).
4. Как называют врача, который лечит глаза? (окулист).
5. Как называют врача, который делает операции? (хирург).
Сова: – Молодцы! Следующая игра «Совершенно, верно».
Я приготовила для вас игру-стихи. В ней я расскажу про полезные вещи, а вы мне отвечайте: «Правильно, правильно, совершенно верно!»
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок.
И тогда ты точно будешь, очень строен и высок! (дети отвечают).
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить.
Ешь конфеты, жуй ирис, строен стань как кипарис! (дети молчат).
3. Чтобы правильно питаться – вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу, мёд и винегрет! (дети отвечают).
4. Не забудь перед обедом пирожком перекусить,
Кушай много, чтоб побольше свой желудок загрузить! (дети молчат).
5. Нет полезнее продуктов вкусных овощей и фруктов,
И Серёже и Марине, всем полезны витамины! (дети отвечают).
6. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела,
Хочет в гости к нам придти, да в дверь не может заползти! (дети молчат).
7. Если хочешь быть здоров, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, спортом занимайся! (дети отвечают).
Сова: - начинаем пятый гейм «Тёмная лошадка». Сейчас нам вынесут два чёрных ящика. Нужно отгадать, что в них лежит и как с ним обращаться.
(В каждом ящике лежат бытовые приборы).
Для команды «Умники»
- Я не хвастая скажу, всех друзей омоложу.
Идут ко мне унылые – с морщинками и складками.
Уходят очень милые – весёлые и гладкие!
Значит я надёжный друг. Электрический….(утюг).
Ответ: - Это утюг. Этот предмет является электроприбором. К электрическим приборам нельзя прикасаться мокрыми руками. Уходя из дома, нужно проверит, все ли электроприборы выключены. Нельзя хвататься за провод, когда вытаскиваешь вилку из розетки. Если от электроприбора идёт дым, срочно нужно позвать взрослых, чтобы старшие его выключили. Нельзя трогать провода голыми руками и не вставать на них.
Для команды «Знайки»
- Не заметен он для глаз, есть в квартире он у нас.
Помни очень он опасен, не потерпит он проказ.
Коль заметил этот запах, спички в руки не бери,
04 звони скорее, окна шире распахни! (газовая плита – игрушка).
Ответ: - Это газовая плита, спички. Без взрослых газ не включать. Помните – спички детям на игрушки! Не включать газ самим. Если пахнет газом, сказать родителям, срочно звонить 04. Если ты дома один – позвонить родителям, позвать соседей.
Сова: - Молодцы! И в этом гейме у нас два победителя! И теперь мы переходим к нашему заключительному шестому гейму «Гонка за лидером». Он у нас будет решающим.
- Что такое режим дня? Это распорядок дня, то, что мы должны обязательно выполнять каждый день. Например: каждое утро мы чистим зубы, завтракаем, придя с прогулки моем руки, а перед сном принимаем душ.
(Воспитатель для каждой команды раздаёт конверты с карточками, на которых нарисованы элементы режима дня).
- Разложите карточки по порядку одна за другой, как вы выполняете режим дня.
Сова: – Дорогие ребята, спасибо вам за участие в игре «Счастливый случай». Всегда будьте умными, здоровыми и послушными. И пока будут подводиться итоги, давайте с вами споём весёлую песню про почемучек.
(Дети поют песню «Почемучки», а жюри подводят итоги. Сколько витаминок заработала каждая команда).
Сова: - поздравляю, ребята, вас с победой. Вы показали хорошие знания и отлично справились со всеми заданиями. А теперь я эти витаминки заменю на настоящие и угощу вас.

Алексашина Ирина Вадимовна,

воспитатель

МАДОУ детский сад №162 города Тюмени

Консультация для воспитателей

«Уголок валеологии в образовательном пространстве группы»

В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.

Здоровье детей в процессе их развития способно не только сохранятся или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться. Поэтому в валеологии наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. В связи с этим актуальной становиться проблема формирования валеологической культуры дошкольников.

В последнее время уровень здоровья детей стал значительно снижаться. Увеличилось количество детей с врожденными патологиями, с физическими отклонениями, рост простудных и инфекционных заболеваний. Такие ухудшения здоровья происходят по ряду причин: упадок моральных устоев семьи (разводы, алкоголизм, наркомания, убийства и т.д.); снижение социального благополучия (малообеспеченные семьи, неполные семьи, безработица, проблемы с жильем и т.д.); плохая экология (загрязнения почвы, воды, воздуха, уничтожение зеленого пояса, испытание разного вида оружия в военных и мирных целях и т.д.).

Давая знания детям о здоровье, здоровом образе жизни, оберегая их от эмоционального или физического перенапряжения, а также качественно выстроив сеть занятий по валеологии можно добиться у детей желание вести здоровый образ жизни.

Воспитать здорового и полноценного человека – самая главная задача общества. Валеология – это наука о здоровье. Качественно разработанные занятия по валеологии в детском саду помогут в будущем ребенку поддерживать свое здоровье, не попасть в опасные ситуации. Дети на занятиях по валеологии расширяют свои представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни, приобретают навыки личной гигиены, речевого общения, культуры досуга. Ребенок учится относиться к другим как к самому себе.

Мероприятия, проводимые в детском саду для укрепления здоровья детей:

  1. Соблюдение личной гигиены.
  2. Рациональное питание.
  3. Закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, босохождение, солевая и массажная дорожка, контрастные ванны для ног, соблюдение температурного и водного режима, проветривание помещений, прогулка, дыхательная гимнастика, точечный массаж.
  4. Соблюдение режима дня.
  5. Витаминизация (витамин С, напитки из трав и ягод).
  6. Профилактика простудных заболеваний
  7. Очистка воздуха от пыли и микроорганизмов люстрой Чижевского.
  8. Создание условий для двигательной активности.
  9. Утренняя гимнастика, физкультурные занятия.
  10. Оптимальное сочетание занятий и отдыха.

Факторы, обеспечивающие сохранение и укрепление детей:

Соблюдение режима дня;

Рациональное питание и режим питания;

Пребывание на воздухе;

Закаливание;

Двигательная активность;

Соблюдение санитарно - гигиенических норм и правил.

Психологическая безопасность детей в ДОУ

Задачи валеологического воспитания:

  1. Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ.
  2. Накопление знаний о здоровье.
  3. Становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.

Задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности: игровая, трудовая и др.

Все эти задачи мы решаем при помощи методов:

Методы:

  • -словесные (беседы, чтение, рассказывание о здоровом образе жизни),
  • -наглядные (рассматривание иллюстраций, картин, плакатов),
  • - практические (просмотр мультипликационных фильмов о ЗОЖ;

упражнения и игры, развивающие представление ребенка о себе и др.)

Формы организации детей:

  • экскурсии;
  • наблюдения;
  • дидактические игры;
  • чтение художественной литературы;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • простейшие опыты;
  • самостоятельное наблюдение;
  • индивидуальным занятиям в уголках здоровья.
  • закаливание,
  • физическая культура,
  • релаксация,
  • физкультминутки,
  • рациональное и полноценное питание,
  • личная гигиена,
  • использование народных средств,
  • активный труд,
  • рациональный отдых,
  • прогулки на свежем воздухе.

Невозможно развить ребенка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно-пространственной среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которая предлагается им через организацию валеологических зон, уголков или центров.

Задачи валеологического уголка:

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

Формировать осознанное отношение к своему здоровью;

Знакомить детей со строением человеческого организма;

Формировать навыки и соблюдать правила личной гигиены;

Формировать гармоничную личность.

Три составляющие валеологического уголка:

Питание

Гигиенические навыки

Физическая культура (спорт)

Итак, первая составляющая – питание:

Во время приема пищи используется художественное слово: стихи, потешки, пословицы. Примерные пословицы, используемые во время приема пищи:

Хорошее питание - основа здоровья.

Пища - основа жизни.

Разумно есть – долго жить.

Представляю некоторые дидактические и подвижные игры по воспитанию культуры питания

Цель : Привитие культуры питания.

-«Полезно – вредно»

-«Вместе - отдельно»

-«Чудесный мешочек»

-«Что можно приготовить из этих продуктов?»

- «Что, где растет?»

- «Соберем урожай»

-«Волшебная кастрюля»

-«Витаминная азбука»

- «Аскорбинка и ее друзья» и т. д.

Игры для детей от 3 до 7 лет

Цель: закрепление знаний о полезных и вредных продуктах.

Детям 3-4 лет раздают карточки с изображением продуктов питания (до 4-5 наименований). Они должны разложить их на панно, разделенное на 2 части. В первую часть- зеленого цвета раскладываются полезные продукты, в другую - красную раскладываются вредные продукты. Игра проводится после беседы.

Детям 4 лет даются картинки с изображением 5-8 наименований продуктов питания. Картинки висят на веревочке, на шее. Дети двигаются по участку (бегают, ходят, прыгают), на сигнал «стой» останавливаются и распределяются на ту часть участка, которая соответствует картинке (полезное зеленый шнур, вредное - красный шнур)

Дети 5-7 лет выполняют те же задачи, но выстраиваются в колонны в соответствии с цветом флажка: к зеленому - полезные продукты, к красному – вредные.

Вторая составляющая валеологического уголка - гигиенические навыки.

Схема, как правильно чистить зубы.

Таблица, как правильно мыть руки.

Дидактические игры: « Вымоем куклу», «Подбери картинки», «Правила гигиены», «Сделаем куклам разные прически», «Таня простудилась» и др.

Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Скорая помощь», «Больница» и др.

Также здесь имеется «Сундучок чистюли», в нем лежат: зубная щетка, зубная паста, расческа, шампунь, мыло (жидкое, кусковое), платки (бумажные, тканевые, влажные салфетки), диски ватные, ватные палочки.

Третья составляющая уголка - физическая культура

Дидактические игры « Спорт», « Команда чемпионов», и т.д.

Картотеки игр (подвижные, пальчиковые).

Физкультминутки.

Картотеки: утренней гимнастики, гимнастики после сна, зрительной гимнастики, дыхательной гимнастики.

Папка « Строение тела»

Самомассаж (дорожки здоровья, массажные варежки).

Массаж (мячики - ежики).

В уголке представляется наглядная информация о спорте: сюжетные картинки в соответствии с возрастом детей. Так же здесь расположен спортивно-игровой инвентарь: корзина для метания предметов, разноцветные ленты, мячи простые и массажные, комплект разноцветных кеглей и шаров, скакалки, флажки, платочки. Дети с большим интересом и желанием пользуются данным оборудованием в свободное время.

Для организации подвижных игр в уголке размещаются маски, полумаски и шапочки различных сказочных героев.

Он оснащается разного вида массажными ковриками, массажной варежкой, диском здоровья, стопой и рукой с шипами, ковриком с шипами, ковриками, сделанными своими руками: из пуговиц, коврик с применением карандашей и бигудей – детям нравится ходить по ним + массаж стопы ног, и развития координации движений.

Для развития дыхания и увеличения объема легких используются султанчики и вертушки, мыльные пузыри, воздушные шары, игры, сделанные своими руками: «Ураган в бутылке», «Тучки, солнышко».

Появившиеся в дошкольном возрасте нарушения осанки, могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Чтобы избежать этого должны осуществляться профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию организма. В течение всего дня пребывания детей в детском саду необходимо следить за тем, чтобы они правильно сидели во время еды, занятий, отдыха. Причём, чтобы сформировать красивое и здоровое тело, не только показываем, но и рассказываем, как правильно сидеть. В этом может помочь плакат «Правильная осанка».

Также в валеологическом уголке находится информация по уходу за зубами: алгоритмы чистки зубов, полезная пища для зубов, дидактические игры, к примеру «Зуб – неболей-ка».

-«Валеология»

Игры-пазлы

Тематические словари:

Гигиена и здоровье,

Я и моя безопасность,

Я и мое тело.

Дидактические карточки:

Азбука здоровья,

Как устроен человек.

Картотеки валеологических игр.

Так же предлагаются детям комплексы утренней гимнастики, спортивные упражнения для занятий дома, в детском саду. В центре представляются атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях.

Организуются экскурсии в медицинский кабинет.

Проводятся беседы с детьми о необходимости соблюдения режима дня, о важности двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

Самая лучшая валеологическая программа не сможет дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если в ДОУ не создано сообщество «дети – родители – педагоги».

Задачи:

  • Установление доверительно-делового контакта с родителями;
  • Повышение педагогической культуры родителей;
  • Пропаганда ЗОЖ;
  • Изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания.

Формы работы с родителями:

  1. Общие родительские собрания;
  2. Дни открытых дверей с возможностью просмотра занятий, знакомством с организацией питания, различных форм физкультурно-оздоровительной работы;
  3. Телефон доверия;
  4. Проведение совместных мероприятий: - спортивных олимпиад, физкультурных досугов, праздников, дней здоровья; - вечеров развлечений; - дней именинника; - витаминных и чайных столов;
  5. Создание библиотеки для родителей в кабинете методиста;
  6. Проведение консультаций врача, психолога, логопеда, инструктора по физкультуре;
  7. Организация выставок «Одежда и здоровье детей», «Мир глазами детей» и др.

Эффективность работы по комплексному подходу в организации ЗОЖ ребёнка может быть определена следующими показателями:

  1. Снижение заболеваемости.
  2. Рост уровня физического и психического здоровья.
  3. Повышение двигательной активности детей.
  4. Динамика показателей физической подготовленности дошкольников.
  5. Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления.
  6. Общая подготовленность к обучению в школе.
  7. Сотрудничество ДОУ с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.

Таким образом, все воспитательно - оздоровительные мероприятия позволяют выработать отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Такая приспособленность проявляется в устойчивости к экстремальным условиям, невосприимчивости организма ребенка к различным болезнетворным факторам - словом учит вести здоровый образ жизни с детства.

Закончить консультацию хочется словами доктора Комаровского: «Только здоровый ребенок может быть счастливым».

Литература:

  1. Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7 лет). Н. О. Сизова.: СПб.: Паритет, 2008.
  2. Оздоровительные игры. Младшая группа./ авт. – сост. С. Е Голомидова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
  3. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. Картушина М. Ю. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  4. Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)/ авт. – сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: учитель, 2011.
  5. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы/авт. – сост. Т. Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2011.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта